Всего в голосовании участвовали 548 233 человека, или 53,4 процента от общего числа граждан Эстонии. Согласно конституции право на участие в подобного рода референдумах имеют исключительно граждане республики. А это, конечно же, эстонцы и неэстонцы. Кстати, русскоговорящих граждан в Эстонии уже более 120 тысяч человек. Однако большая часть этого населения - а это более 20 процентов всех жителей страны - оказалась лишенной права участвовать в определении ее судьбы.
Искусственно или нет, но интрига, скажет ли большинство граждан Евросоюзу "да" или пожелает остаться независимым и суверенным, сохранялась вплоть до последнего дня. Еврооптимисты, а это в основном политический истеблишмент государства, задолго до референдума призывали народ стройными рядами шагать в "новую, богатую и сытую Европу".
Евроскептики, напротив, без устали говорили о потере суверенитета и независимости Эстонии. Этот спор не закончен даже после объявления результатов голосования. Сегодня противники вступления Эстонии в ЕС уже обвинили президента Арнольда Рюйтеля в предательстве независимости страны и сравнили его с эстонским коммунистом И. Лауристином, который в 1940 году призывал народ вступить в состав СССР.
Вообще надо сказать, что пропаганда, которая велась в том числе и на солидные деньги ЕС, была массивной, хотя порой и нудной, вымученной. Особенно досадно, что во время кампании активно разыгрывалась "русская карта". В Таллине, Кохтла-Ярве накануне референдума появлялись агитплакаты антироссийской направленности. Рекламный щит Торгово-промышленной палаты Эстонии, например, гласил: "Друг ли нам Россия?" с указанием войн, которые вела Россия на территории Эстонии в прошлом тысячелетии. Впрочем, власть предержащим все же стало ясно, что в антироссийской риторике СМИ и политики зашли слишком далеко и потому начали отыгрывать обратно. Прежде всего это касается президента Эстонии Арнольда Рюйтеля, который и ранее не позволял себе разыгрывать "русскую карту". На минувшей неделе он неоднократно высказывался в адрес антироссийской рекламы, поскольку она способна была только отпугнуть русскоязычных граждан от голосования за ЕС. Правда, сваливать все на рекламу, как это пытаются сделать в Эстонии, было бы очень примитивно. Как заявил в день голосования на еврореферендуме Генеральный секретарь Объединенной народной партии Эстонии Анатолий Егоров, русскоговорящее население республики с большой надеждой ожидало, что с присоединением страны к ЕС будут решены многие чувствительные для этой категории проблемы. Одной из главных проблем он назвал углубление социально-экономического неравенства и разницы в уровнях доходов между эстонцами и неэстонцами. "Социологами, в том числе и зарубежными, доказано, что эта разница составляет 30-40 процентов в пользу титульной нации", - заявил Егоров.
Президент Арнольд Рюйтель пообещал на избирательном участке, что после референдума в Эстонии должно наступить время единения. "Теперь мы можем все вместе, как евроскептики, так и те, кто поддерживает Евросоюз, сесть и вместе подумать над тем, как дальше будет развиваться наше общество. Я бы предложил, чтобы в основе этого обсуждения лежал договор общественного согласия", - заявил глава Эстонии.