Сегодня президиум "Архитектурной премии-2003" из двухсот соискателей выберет четырех авторов, которым 19 ноября при стечении богатой и знаменитой публики в "Новой опере" выдадут награду по десять тысяч долларов каждому. На самом деле, дизайнеры и архитекторы, создавшие эту невообразимую, кричащую роскошь не только на бумаге, уже обласканы заказчиками. При создании таких квартир, офисов, вилл и ресторанов (а конкурс оценивает лишь владения, построенные на частные деньги) счет идет на сотни тысяч долларов. Не считая того, что вы повесите на стенах и спрячете от нескромных глаз в кабинетах. И главное в этом конкурсе для россиян - возможность увидеть воочию, как живут звезды шоу-бизнеса, политики и олигархи.
От причудливых фантазий нынешних морозовых и щусевых цепенеешь и как-то вяло реагируешь на то, что среди соискателей премий числятся не только энергичные, молодые и напористые архитекторы, но и миллионеры. Джорджио Армани, к примеру. Он выдвинут в номинации "Общественный интерьер" за разработку оформления собственного бутика в Третьяковском проезде, что притаился между зданием ФСБ и Кремлевской стеной. Конечно, когда прошлой осенью я попала на открытие этого магазинчика, то была потрясена не столько ценами (маечка от маэстро стоила тысячу долларов), сколько изысканным интерьером. Во время интервью Армани тогда не делал акцента на том, что сам придумывал убранство своему "московскому жилищу". А теперь вот оказывается, что и лавры лучшего российского дизайнера по интерьеру ему могут достаться. Хотя соперники у создателя империи моды жесткие. Вот, к примеру, Андрей Шмонькин и его сотоварищи Дмитрий Федоров и Олег Скляр такого наворотили в созданном ими питерском ресторане "Палкинъ", что Армани и не снилось. Кстати, наворотили они со знанием дела и клиентуры. Ведь публика в подобных заведениях избалованная, ученая, мир повидавшая. Так что просто цыганщиной с зеркальными потолками ее не удивишь. К чести архитекторов и дизайнеров они смогли сочетать в интерьере изысканную роскошь и комфорт, создав действительно стильный проект в духе новой России. И если серьезно, то большинство идей, выставленных на конкурс - а это тысяча претендентов из России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск) и ближнего зарубежья (Киев, Рига), - показывают, что потенциал молодых очень высок.
Картинка в итоге получилась впечатляющая. Вот двухуровневая квартирка в "Алых парусах". В гостиной - панно с изображением древнего города, изысканный интерьер. Видно, что жильцы - люди интеллигентные и у архитектора Михаила Кибирева были "развязаны руки": твори во славу искусства, соединяй итальянский ренессанс с хай-теком. А вот клиент архитектора Мурата Сахтарьека любит "все красивое", поэтому Мурату и его помощнику Кириллу Звереву вместе с дизайнером по шторам Еленой Учитель и резчиком по камню Александром Плаховым пришлось сочетать детские грезы владельца трехуровнего особняка в Москве с его же тягой к рококо, авангарду и готике. Экстерьер дома ввергает в трепет фантастическим видом, напоминающим иллюстрации к сказкам Андерсена. Внутри же сначала столбенеешь от навязчивой роскоши всех стилей и направлений в гостиной, спальне и столовой и затем окончательно сходишь с ума в туалете, где поп-артовские стены и пол в духе Вазарели соединены с ацтековским золотым зеркалом-солнцем, возвышающимся над унитазом и раковиной в стиле хай-тек.
Конечно, есть и такая типично русская роскошь, которая давит на подсознание рядового бюджетника мозаичными полами из драгоценных пород дерева или мрамора, бросает в жар от маркетри, флорентийской мозаики и редчайших по красоте каминов в стиле ампир. Тут же шедевры из личных коллекций владельцев подмосковных дач и уютных домиков под Питером. Определенно наши VIP-сограждане предпочитают бронзу XVIII века, мебель двухвековой давности, классическую живопись и античную скульптуру. Чтобы все это соединить в одном жилище, авторам интерьеров приходится немало потрудиться. Иногда получается, иногда не очень.
Тем же, у кого получилось (по мнению экспертов, это 200 авторов), нужно попытать счастье в одной из номинаций: "Интерьер квартиры", "Индивидуальный жилой дом", "Общественный интерьер - торговое и рабочее пространство" и "Общественный интерьер - отдых, развлечения". Проще говоря, оцениваются виллы, магазины, квартиры, дачи, рестораны, офисы и даже бани (ах, как хороша одна из них - с конференц-залом в космическом стиле и хай-тековской кухней!).
А судьи кто? Тут список так длинен, что опуская все дипломатические тонкости организаторов конкурса, лишь упомяну их количество - двести человек, сплошь именитости, причем среди архитектурных звезд мерцают и кинозвезды, и художники и даже банкиры. Конкурс поддерживают МАРХИ и все крупные архитектурные школы. А общественный совет премии, в котором опять-таки сплошь знаменитости, имеет право присудить свою награду. Организаторы признаются, что работать с таким числом именитых судей сложно (у них гастроли, съемки, премьеры и переговоры), зато получается, что "премию присуждают истинно интеллигентные люди, у которых есть и жизненный опыт, и творческая позиция". Вот в прошлом году один из таких экспертов - Лия Ахеджакова, говорят, очень требовательно отнеслась к номинации жилого дома. Отвергала все архитектурные навороты, исходя из позиции "удобно, безопасно, элегантно". Что приглянется экспертам в этом году, станет известно уже завтра.