17.09.2003 20:16
В мире

Кольцо энергии и содружества

Текст:  Альберт Валентинов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3299)
Читать на сайте RG.RU

       Значение этого события выходит далеко за рамки обычной коммерческой сделки. Речь идет, по существу, о восстановлении делового доверия между бывшими советскими республиками. Ведь, став суверенными, они далеко не во всем стоят на схожих позициях по самому широкому спектру политических и экономических вопросов как в отношениях между собой, так и в отношении к Российской Федерации. Примечательно, что этот крупный энергетический проект удалось осуществить в рамках сотрудничества государств Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это стало заметной вехой на пути развития сообщества, призванного создать единое экономическое пространство пяти государств - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

     Таджикистан, по существу, беднейшая из всех центральноазиатских республик. Во многом это следствие гражданской войны, которая закончилась благодаря усилиям президента Эмомали Рахмонова. Он проявил виртуозное политическое мастерство, сумев в рекордно короткий срок объединить непримиримые оппозиционные силы с силами правительственными и вернуть часть населения обратно на родину.

     До недавнего времени сотрудничество России с Таджикистаном, по сути, ограничивалось военной сферой. Всем известно о миротворческой миссии 201-й российской дивизии. В экономической же сфере до сих пор заметных достижений не наблюдалось. И лишь благодаря активизации экономического взаимодействия пяти государств, образовавших ЕврАзЭС, появились реальные предпосылки для формирования совместного бизнеса, в первую очередь на территории тех республик, которым трудно самостоятельно освоить свой потенциал, - Киргизии и Таджикистана.

     Что касается Таджикистана, не нужно забывать, что это государство обладает самыми большими в мире гидроресурсами. Все памирские ледники, питающие Сырдарью и Амударью, берут истоки в Таджикистане. В советское время каскады электростанций строились именно в азиатских республиках. Но после развала Союза остались недостроенными крупные блоки Рогунской и Сангтудинской ГЭС. То же самое относится и к двум Камбаратинским ГЭС в Киргизии. За прошедшее время никаких реальных действий для окончания строительства практически невозможно было предпринять. Правительство Таджикистана лишь выделяло средства на сохранение рабочих площадок.

     Проблема еще и в том, что во времена СССР не было такого понятия, как дефицит электроэнергии в сезонный период. Единое энергетическое кольцо, охватывающее всю страну, позволяло перебрасывать энергию на огромные расстояния в любой регион по потребности. Теперь все изменилось. Зимой, когда происходит спад уровня речной воды, Таджикистан и Киргизия испытывают дефицит электроэнергии. Летом ее избыток, и республики не всегда могут ее реализовать. Приходилось порой воду просто сбрасывать через плотины без пользы. Такая ситуация сложилась потому, что в пределах центральноазиатского кольца не находилось платежеспособных покупателей. Невозможно подсчитать, сколько на этом потеряно было живых денег.

     Образование Евразийского экономического сообщества создало неплохие предпосылки для решения этой проблемы. Программа, одобренная президентами пяти государств в апреле нынешнего года в Душанбе, выдвигает в качестве одной из стратегических задач на пути к единому экономическому пространству формирование единого энергетического пространства. При этом государства Сообщества исходят из того, что энергетический сектор инфраструктурен: он, как на нитку, нанижет на себя все остальные секторы экономики. Начавшиеся перетоки электроэнергии из Таджикистана в Россию стали первой ласточкой в реализации намеченной программы.

     "Прецедентов подобных операций в постсоветскую эпоху (да и в советскую тоже) еще не было. При этом следует понимать, что в силу известной политизированности отношений между государствами Центральной Азии и их хозяйствующими субъектами решить задачу было совсем непросто даже при общем понимании коммерческой выгоды. Это стало возможным во многом благодаря активной политической и организационной поддержке со стороны Интеграционного комитета ЕврАзЭС", - так охарактеризовала эту работу пресс-секретарь РАО ЕЭС Татьяна Миляева.

     Пресс-секретарь не зря говорит об "известной политизированности отношений". За минувшее после распада СССР десятилетие "парад суверенитетов" постсоветских республик зашел достаточно далеко. Поэтому потребовались весьма значительные усилия, чтобы развернуть их лицом друг к другу.

     Помимо этого, реализация такого уникального проекта, по оценке экспертов, весьма сложна технически, требует достаточно серьезных финансовых вложений. Видимо, поэтому не удалось в полной мере выдержать намеченные сроки и объемы поставок энергии. И все-таки это может быть небольшая, но весьма знаменательная победа. Совершенно очевидно, что достичь ее удалось благодаря четко проявленной политической воле президентов пяти государств Сообщества. Многие технические и бюрократические препоны на пути реализации проекта удалось преодолеть благодаря активной поддержке со стороны президентов Н. Назарбаева и Э. Рахмонова, а также при конструктивной помощи И. Каримова. Согласованы условия расчетов за транзит электроэнергии по сетям Узбекистана и Казахстана на взаимовыгодных коммерческих условиях. Силами "Интер РАО ЕЭС" удалось решить основные технические вопросы передачи электроэнергии, а также наладить взаимодействие диспетчерских служб всех стран - участников проекта.

     Эту задачу вряд ли можно было бы успешно и достаточно оперативно решить без активной позиции руководства РАО "ЕЭС России", отметил генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота. Мы стали свидетелями четкого и конкретного решения ряда непростых вопросов при реализации намеченного. Приятно работать с людьми высокой квалификации, у которых слова не расходятся с делами, сказал он.

     Колоссальная трудность была еще и в том, что гидростанции стоят на реках, питающих все сельское хозяйство Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Воды Амударьи и Сырдарьи используют в первую очередь не для выработки электроэнергии, а для обеспечения ирригационных процессов в вегетативный период, когда созревает хлопок и все остальное. И привязать зону слива со станции к выработке электроэнергии, не нарушить водно-энергетический баланс и при этом обеспечить выход на Россию - это была сложнейшая задача. Она была решена с участием всех технических специалистов и правительств. Балансировали каждый кубометр воды, каждый киловатт-час электроэнергии, чтобы не нарушить ничьи интересы.

     Сегодня мы уже получили из Таджикистана 200 миллионов кВч. Это позволило не только обеспечить выгодный контракт для РАО "ЕЭС России", потому что стоимость поставляемой электроэнергии ниже, чем тариф, который установлен для Челябинской области, Кургана и Омска, куда и идет энергия. Это позволило Казахстану и Узбекистану заработать на своих транзитных сетях, но самое главное, позволило не сливать холостыми выбросами воду с Нурекской ГЭС и в конечном итоге получить выручку Таджикистану.

     К слову сказать, российский производитель электроэнергии при этом не терпит ущерба, поскольку доля закупаемой энергии в общих российских объемах незначительна. Но такое дружественное движение со стороны России жизненно важно для среднеазиатских республик. По словам министра энергетики Таджикистана А. Ерова, подписание контракта на поставку электроэнергии в Российскую Федерацию стало знаменательным событием для экономики республики. Выход ее на новые рынки сбыта электроэнергии в рамках экономического пространства государств - участников ЕврАзЭС открывает значительные перспективы не только для расширения инвестиционных процессов в области энергетики, но и для роста экономического потенциала Таджикистана в целом.

     Вот такая сформировалась картина благодаря усилиям Интеграционного комитета ЕврАзЭС и прямой позиции А.Чубайса, который вопреки кажущейся логике не стал загружать собственные дорогие мощности, а пошел типично рыночным путем: стал покупать там, где дешевле. Руководитель РАО "ЕЭС России" продекларировал это на экономическом форуме ЕврАзЭС, где присутствовал Н. Назарбаев, и убедил всех остальных руководителей энергетических компаний повернуться в сторону коллективных действий. А это было нелегко, поскольку сама структура контракта чрезвычайно сложна. Покупка энергии в Таджикистане, проход транзитом через Киргизию, Узбекистан, Казахстан - здесь задействовано 2000 километров сетей, все четыре энергосистемы и пятая - РАО "ЕЭС России". Но значение этого отнюдь не ограничивается узкой коммерческой сферой.

     Выход электроэнергии из Таджикистана дает возможность любому инвестору вкладывать средства в ГЭС, понимая, куда будет поставляться энергия. Зимой ее полностью потребляет Таджикистан, в первую очередь алюминиевый завод в Регаре, который дает 75 процентов всей валютной выручки республики. Но в этот период энергии не хватает. Эта ситуация может быть решена выходом летней энергии в Россию, а зимой - покрытием дефицита от тех электростанций, которые еще не достроены. Теперь можно поднимать вопрос о серьезном финансировании проекта.

     Сегодня в рамках ЕврАзЭС есть решение Межгосударственного совета, утвержденное пятью президентами - Путиным, Лукашенко, Рахмоновым, Акаевым, Назарбаевым, - подготовить технико-экономическое обоснование для завершения строительства Сангтудинской станции. В принципе эта задача уже решена: РАО "ЕЭС России" приступило к подготовке ТЭО, и в течение шести месяцев эта программа будет выполнена. Следующим шагом может стать решение правительств государств ЕврАзЭС о способах и порядке финансирования Сангтудинской ГЭС и формах вхождения в ее собственность. Таджикское правительство, надо отдать ему должное, сразу заявило, что оно открыто для переговоров, и в это акционерное общество может входить любой, кто будет предоставлять инвестиции.

     В конкурентах недостатка нет. Переток в Россию азиатской энергии вызвал положительный резонанс у инвесторов многих стран мира. В двери ЕврАзЭС уже стучатся японцы, иранцы, американцы, французы с предложениями инвестировать достройку электростанций, интегрировать замкнутое таджикское пространство в общую энергетическую сеть. И здесь нам нельзя упускать темпа, нельзя упускать инвестиционный потенциал, который мы сами создали.

     Развитие взаимовыгодного сотрудничества государств - участников ЕврАзЭС продолжается. В сентябре в Россию по тем же проводам пойдет энергия из Киргизии, станции которой тоже были замкнуты Казахстаном и Узбекистаном и никуда не могли выдать свою продукцию.

     В настоящее время РАО "ЕЭС России" приступило к подготовке долгосрочных контрактов с Таджикистаном, Киргизией, Узбекистаном и Казахстаном, которые будут осуществляться по отлаженной схеме. Да и у самих среднеазиатских республик появится больше поводов для сотрудничества, чем для конфронтации.

 

Казахстан Энергетика Евразийский экономический союз (ЕАЭС)