Аудиторы идут "на вы"
Сегодня, когда терроризм сколотил свой "международный синдикат", для борьбы с ним объединяются не только силовики, но и люди такой, казалось бы, сугубо мирной профессии, как аудиторы. В конце сентября в Москве состоится первое заседание Рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по борьбе с международным отмыванием денег. Активное участие в ней будет принимать Счетная палата России. Наш корреспондент встретился с начальником Управления международного сотрудничества СП Николаем Парузиным:
- Николай Владимирович, почему этой проблемой занялись аудиторы Счетной палаты? Ведь есть же Комитет по финансовому мониторингу.
- Он действует методами, свойственными скорее спецслужбам, в то время как Счетная палата России и высшие органы государственного финансового контроля других стран гласно контролируют расходование бюджетных средств, включая проверку правильности и чистоты трансграничных финансовых операций. А это один из этапов поиска каналов, по которым перемещаются "грязные" деньги. Ведь похищенные бюджетные средства вполне могут стать источником финансирования международного терроризма. В 2001 году, вскоре после трагических событий 11 сентября в США, в Сеуле на Конгрессе ИНТОСАИ председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин предложил объединить усилия высших органов финансового контроля стран всех континентов. Эта инициатива получила поддержку ИНТОСАИ, в которую сегодня входят свыше 170 стран.
- И дело пошло?
- Честно говоря, на первых порах формирование Рабочей группы проходило достаточно медленно. Удивительно, но даже внутри этой международной организации многие не понимали, каким образом высшие органы финансового контроля (ВОФК) могут заниматься борьбой с терроризмом.
В этом видели как бы несвойственные им функции. Но теперь формирование Рабочей группы завершено. В нее входят руководители высших органов государственного финансового контроля Российской Федерации, США, Великобритании, стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также представитель Генерального секретариата ИНТОСАИ. Возглавляет Рабочую группу, в которой представлены 10 стран, Генеральный контролер Перу д-р Хенаро Матуте.
Черная масть играет козырями
Грязные деньги - это всегда преступление. Будь то коррупция, вымогательство, принудительное "крышевание" бизнеса или наркоторговля, контрабанда подакцизными товарами, корпоративная преступность и иные мошенничества в предпринимательской среде. Однако очень часто к источникам грязных денег готовы причислить и налоговые преступления, и уклонение от уплаты таможенных платежей, и невозврат валюты из-за рубежа. Но юридически это разные понятия. Почему? Об этом корреспонденту "РГ" рассказывает адвокат, специалист по такого рода преступлениям Александр Васильев:
- Да, видимо, потому что это разнонаправленные процессы. Отмывание есть легализация преступно нажитых денег, а уклонение от уплаты налогов, наоборот, - утаивание от государства легально заработанных денег. И в этой ситуации для законодателя было бы глупо легализацию утаенных денег объявлять преступлением (заметим, что это отнюдь не амнистирует неплательщиков налогов и тех, кто не возвращает валюту из-за границы).
- И какими способами в основном отмывают деньги?
- Способы бывают разные. Существует, например, метод запутывания следов. Это ряд операций с грязными деньгами (вплоть до их перевода на счета специально созданных подставных фирм), в результате которых истинные обстоятельства их происхождения установить практически невозможно. Есть метод искажения бухгалтерской, банковской, брокерской или иной отчетности, то есть внесение заведомо ложной информации в отчетные документы. Вот здесь как раз и могут приложить свои усилия аудиторы. Очень распространено заключение липовых договоров (например, на фиктивное получение кредита). Есть и другие способы. Все они квалифицируются как отмывание. И лишь "простое" хранение грязных денег не расценивается как отмывание.
- А если человек совершает операции с чужими грязными деньгами?
- Вас интересует случай, когда, например, банковский служащий или хозяин казино соглашаются оказать эксклюзивную услугу важному клиенту? Чтобы возложить уголовную ответственность на такого человека, правоохранительные органы должны доказать, что он заведомо знал о том, что эти деньги приобретены "преступным путем". Правда, чем отличается приобретение денег в результате совершения преступления (ст.174.1 УК) от приобретения денег "преступным путем" (ст.174 УК), пока неясно. Эти статьи Уголовного кодекса РФ новые, так что практика по ним еще не наработана. Но боюсь, что толкование закона правоохранительными органами и судами будет идти примерно в следующем направлении. Дескать, понятие "преступный путь" вовсе не предусматривает обязательного наличия обвинительного приговора за основное преступление, явившееся источником происхождения грязных денег. Значит, отмыватель чужих грязных денег не обязан быть предварительно посвящен в подробности преступного происхождения денег, и тем более - услышать накануне отмывания приговор суда по делу, например, о хищении этих денег. Достаточно того, что до совершения операций с ними он знал бы в самых общих чертах, что деньги криминальные. Вообще же конструкция статьи 174 УК стала весьма интересной. Центральной и самостоятельной фигурой фактически сделан пособник. Будучи ничем иным как формой укрывательства преступления и преступника (как заранее обещанного, так и не обещанного), отмывание чужих грязных денег влечет за собой более жесткое наказание, чем отмывание собственных.
- Почему?
- Часть 1 ст. 174 УК РФ, не предусматривающая соучастия, заведомо не будет работать. Действительно, трудно представить, что кто-то станет отмывать чужие грязные деньги самостоятельно, не согласовав этот процесс с их хозяином. А согласование - это предварительный сговор группы лиц, и соответственно - квалификация отмывания сразу по части второй той же статьи. Фактически первой частью станет вторая, а она по своим санкциям влечет наказание уже не в виде штрафа, а в виде лишения свободы от 4 до 8 лет. И чтобы этого не происходило, Верховный Суд РФ должен дать разъяснение, что участие хозяина грязных денег в процессе отмывания не должно квалифицироваться по ст. 174.1 УК РФ. Тогда никакого противоречия не будет.
Три года борьбы
И все-таки в обществе есть стойкое убеждение, что "грязные" деньги непобедимы, поскольку на них, как и на порнографию, есть спрос. Впрочем, это не значит, что надо отказываться от борьбы, которая началась почти три года назад. Именно тогда прошло первое обсуждение закона о борьбе с отмыванием грязных денег. За это время России удалось выйти из черного списка FATF (международная организация по борьбе с отмыванием "грязных" денег) и стать ее активным партнером. На днях Комитет по финансовому мониторингу представил на суд Правительства пакет поправок в "противоотмывочное" законодательство. Среди прочего предлагается отменить порог, с которого начинается уголовное наказание за отмывание грязных денег. Сегодня это сумма, равная 2 тысячам минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Предполагается также расширить круг организаций, подлежащих финансовому контролю. А внутренний контроль сделать не рекомендательным, а обязательным.
"Действительно, - замечает президент Государственного университета - Высшая школа экономики Александр Шохин, - с точки зрения отмывания был ли то рубль или миллион долларов, в принципе без разницы. И снятие этого разграничения (свыше 2 тыс. МРОТ - уголовное наказание, а ниже - административное) - разумная мера. Вообще, в этих поправках нет ничего такого, что было специфически российским. По сути дела, это требование FATF по доработке нашего законодательства с целью его приведения к международным стандартам. Что в свою очередь обеспечит России право, работая в FATF, самой участвовать в выработке этих стандартов".