Госдума таким образом подтвердила вчера свое решение, принятое еще в конце весенней сессии, но не получившее одобрения Совета Федерации. Поправки в Закон "О минимальном размере оплаты труда" были сделаны Госдумой 6 июня 2003 года и отклонены Советом Федерации 26 июня 2003 года. Сенаторам не понравилась в законе норма, позволяющая регионам, исходя из особенностей жизни в них, самим определять более высокий МРОТ на своих территориях, если местная казна располагает соответствующими средствами. Несмотря на многочисленные комментарии, так и осталось непонятным, кого пожалели сенаторы - руководителей, способных установить региональный минимальный размер оплаты труда больше общероссийского, или людей, которым с регионом и с руководителями не повезло. Тем не менее была создана согласительная комиссия, которая ко вчерашнему пленарному заседанию Думы документ несколько отредактировала. Закон предусматривает, что законодательные органы субъектов Федерации могут устанавливать более высокий по сравнению с федеральным размер МРОТ в субъекте Федерации. И он будет обязателен для всех работодателей, действующих в этом регионе. Однако более высокий уровень госгарантий субъектов РФ, связанный с установлением МРОТ и приводящий к увеличению бюджетных расходов, "обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ". А все расчеты, основанные на МРОТ, кроме непосредственно оплаты труда, должны строиться все-таки на общероссийском минимуме.
Парламентский казус, как назвал ситуацию руководитель группы "Регионы России" Олег Морозов, благополучно разрешился за две недели до вступления закона в силу. И левые, и правые, и центристы Думы проявили при этом завидное единство. Таким же единодушным было и мнение, что останавливаться на достигнутом нельзя - нужно поднимать минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума. По мнению Олега Морозова, такая возможность может появиться уже в течение ближайших полутора лет.