19.09.2003 12:29
Происшествия

Гибель стратегического ракетоносца

Вчера под Саратовом разбился стратегический ракетоносец Ту-160. Экипаж погиб
Текст:  Борис Талов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3301)
Читать на сайте RG.RU

        Узнав, что в СССР создан подобный воздушный крейсер, способный доставить практически в любую точку мира 12 крылатых ракет Х-55, стратеги НАТО сразу принялись пересматривать всю концепцию противовоздушной обороны стран - членов Североатлантического альянса. Ту-160, развивающий скорость до 2330 километров в час, способен прорвать систему ПВО любой страны. Не случайно американцы окрестили его "Черным валетом". Наши летчики называют эту 275-тонную машину "Белым лебедем".
     Это уже вторая по счету катастрофа Ту-160. В 1988 году, взлетая с аэродрома в Казани, где производят такие самолеты, "стошестидесятый" упал, не успев набрать высоты. Все летчики остались живы.
     - Систему катапультирования для Ту-160 мы разрабатывали не один год, - рассказывает генеральный конструктор НПО "Звезда", Герой Социалистического Труда, трижды кавалер орденов Ленина Гай Северин. - К тому времени уже было создано уникальное катапультируемое кресло К-36, используемое на всех боевых самолетах. Но вот проблема: как обеспечить одновременное катапультирование четырех летчиков? Не дай бог, кресла столкнутся в воздухе на "выходе" из кабины.
     Систему разведения кресел в воздухе специалистам "Звезды" удалось создать за считанные месяцы после предельно тяжелых испытаний на ракетных треках, она доказала свою работоспособность.
     ...Когда в 1988 году "Белый лебедь" неожиданно устремился к земле, система катапультирования прошла настоящую, неполигонную, проверку. Находясь на сверхмалой высоте, Ту-160 "выстрелил" сразу четыре кресла К-36, экипаж не пострадал.
     - Возможно, нас привлекут к расследованию причин падения самолета, - говорит Гай Северин. - Почему летчики не успели катапультироваться, для меня загадка.
     Как стало известно корреспонденту "Российской газеты", самолет разбился во время планового полета. На днях машина вернулась из ремонта, на ней заменили один из четырех двигателей. Как положено в авиации, экипаж проверял Ту-160 в воздухе. Увы, проверка обернулась трагедией, в 11 часов 04 минуты московского времени "Белый лебедь" разбился.
     По предварительным данным, самолет упал в безлюдном месте, никто из мирных жителей не пострадал. Два из трех бортовых самописцев уже обнаружены.

Аварии и катастрофы