22.09.2003 16:10
Экономика

По питерским местам

Средний европейский турист тратит в Санкт-Петербурге денег в пять раз меньше, чем в Париже
Текст:  Ирина Озерская (Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3302)
Читать на сайте RG.RU
В конце минувшей недели Фондом федеральных и региональных программ администрации Санкт-Петербурга представлена новая концепция развития туристической отрасли города на Неве "Серебряное кольцо". А с 30 сентября по 2 октября в Северной столице пройдет девятый съезд Российского союза туристской индустрии. По мнению организаторов, съезд станет крупнейшим отраслевым событием общероссийского уровня.

 

     Согласно статистике город ежегодно посещают более трех миллионов туристов. В прошлом году, например, в нашем городе побывали 3,6 миллиона гостей. По сравнению с 1993-м поток туристов, желающих попасть в Северную столицу России, вырос в 5-6 раз. А теперь сравните с данными других европейских столиц: Париж, Лондон и Рим принимают около 20 миллионов туристов ежегодно, Прага, Берлин, Вена - более 10 миллионов. При этом около 90 процентов туристов посещают наш город не более одного раза и в летнее время. И если во всем мире иностранный турист за день в месте пребывания может потратить от 300 до 500 долларов, то в Петербурге он расходует в среднем лишь около 100 долларов. Привыкнув к преклонению перед красотами города святого Петра, перед таким уникальным явлением, как белые ночи, перед "симфонией разведенных мостов", я, мягко сказать, была поражена грустной статистикой. Мало того что, по самым скромным подсчетам, туризм мог бы приносить в городской бюджет раз в пять больше нынешнего, так ведь и "за державу обидно". Так почему же Питер оказался в аутсайдерах среди европейских столиц?
     Главная проблема отечественного туризма, по мнению разработчиков новой концепции развития туристической отрасли Петербурга, прежде всего в том, что изменились мотивы, влекущие туриста в путешествие. Это раньше туристы удовлетворялись услугами информационно-познавательного характера - экскурсии по музеям и выставкам, походы в театр. Сегодня путешественникам все более нужны не информационные, а эмоциональные впечатления. Все чаще туристы хотят не просто лицезреть достопримечательности, а поучаствовать в каком-либо театрализованном действе, народном обряде. Почувствовать характер народа, особенности страны... На практике, как объяснили авторы, это должно выглядеть примерно так: в Петербурге и его окрестностях создаются тематические парки, историко-культурные зоны. Здесь вам и свадебный обряд могут показать, и... похоронный... Можно построить парк Новгородской Руси - воссоздать в миниатюре древний город... Реализация такого проекта обойдется недешево: в течение 15 лет, на которые рассчитана программа, планируется привлечь около 15 миллиардов долларов. Впрочем, цифры не пугают авторов концепции, один из них - Владимир Егоров - храбро утверждает, что инвестиции - не проблема.
     Меня как человека, жадного до новых впечатлений, идея вдохновила. Но если спуститься с небес на землю... Зачем строить "Новгородскую Русь" под Петербургом, если сам Великий Новгород расположен в 130 километрах от города на Неве. Не устраивают интерьеры старинной крепости - есть под Новгородом целая деревня-музей "Витославицы". Кстати, сотрудники музея, смотрители изб, делают попытки обыграть свое присутствие, войти в образ... Есть Старая Ладога - первая столица Руси. Где как не здесь можно создать живой город-музей, а заодно обеспечить работой всех жителей поселка. Зачем придумывать для Северной столицы новый тур под названием "Русская рыбалка", если Санкт-Петербург ассоциируется с другими, только для него характерными темами. Например, "Петербург Достоевского" - для отечественных туристов такой маршрут есть или во всяком случае был, а число почитателей Федора Михайловича за рубежом увеличивается год от года. Вкладывать в подобный тур практически ничего не нужно - дома, к счастью, еще стоят, да и мало что за последние сто лет изменилось в этом районе. Нужен лишь хороший рассказчик да небольшая театральная труппа, которая помогла бы экскурсантам погрузиться в атмосферу бессмертных романов.
     Необходимость воссоздания атмосферы старинного бала, того, чем светский Петербург занимался зимой, тоже не 15 миллиардов стоит. И пусть музыку венских балов нам пока переиграть сложно, предложим поучаствовать в святочных гаданиях...
     Так что идей по привлечению туристов в Санкт-Петербург в городе масса. Проблема не столько в отсутствии эмоциональных впечатлений, сколько в отсутствии совершенно материальных спальных мест, а проще говоря - гостиниц. "Я не хочу рассуждать о политике инвестиций, но раз так мало в городе строится гостиниц, значит, пока инвесторам невыгодно вкладывать деньги в этот бизнес", - сказал в интервью корреспонденту "РГ" Сергей Тимралиев, генеральный директор одной из старейших туристических фирм города.
     Сейчас в городе 133 гостиницы с 32 тысячами мест размещения - смешная цифра для европейского города уровня Санкт-Петербурга. За последние десять лет были открыты лишь три крупные гостиницы - "Невский Палас отель", Redisson SAS, "Маршал"... Возможно, дотошные читатели назовут еще несколько мелких отелей, но, согласитесь, это капля в море. А как можно приглашать гостей в дом, если вы не знаете, хватит ли им места за столом? Проблему пытаются решить с помощью санаториев, пансионатов, но уровень сервиса в них частенько далек от требуемого.
     Проблема дорог традиционна для России, а для Петербурга особенно острая: если встает на ремонт один из мостов или магистраль в центре города, парализуется движение в нескольких районах. Особенно тяжело передвигаться громоздким экскурсионным автобусам. Жители-то города все равно никуда не денутся, а вот гости просто-напросто больше не приедут.
     "Что-то надо делать и с бесконечными очередями в музеи, - считает директор еще одной петербургской туристической фирмы Леонид Флинт, - в летний сезон время работы крупнейших музеев города должно быть увеличено. В конце концов, содержимое музеев не меняется в зависимости от того, лето на дворе или зима, значит, необходимо сделать более мощной рекламу зимнего Петербурга. На протяжении многих десятилетий наш город позиционировался как город белых ночей и мостов, но в другие сезоны у нас не менее интересная жизнь. А кто об этом узнает, если отсутствует серьезная реклама?"
     Председатель Комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга Марина Бескровная начинания поддерживает, но очень осторожно: "Новые программы нужно внедрять постепенно и грамотно, обязательно следить за интересом к ним, корректировать. Ударные рекламные кампании городу сегодня не нужны, а то действительно всех привлечем, а сервиса нет, гостиниц нет..."
     Вроде бы чиновники начинают проникаться проблемами турбизнеса: в июле городом принят закон о поддержке туризма в городе. Но когда и как он будет реализован? Планируется "финансировать из бюджетных средств участие города в туристских выставках, ведение туристского реестра и мониторинга туристских ресурсов города"... Против научного подхода к проблеме никто не может протестовать... но если все специалисты говорят о нехватке гостиниц, значит, надо их построить. И если здравый смысл подсказывает, что необходимо привлекать туристов в межсезонье, так надо начинать, тем более в это время места в гостиницах есть. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что на зимнюю рыбалку путешественники предпочтут поехать в Карелию, а вот чтобы побывать на "царском балу в Зимнем дворце", соберутся в Петербург... Кстати, как оказалось, конкретной программы нет и у разработчиков "Серебряного кольца", есть лишь концепция, а стоимость разработки составит 5-10 миллионов рублей. А может быть, не надо усложнять проблему, а начать хоть что-нибудь делать уже сегодня? А я, например, Всемирный день туризма - 27 сентября - отмечу тем, что повезу моих зарубежных друзей на неофициальную экскурсию "По местам В.В. Путина в Петербурге". Самое интересное - это была их идея!

Туризм Санкт-Петербург Северо-Запад