22.09.2003 16:05
Культура

Против течения

"Две судьбы" в эпоху "Бригад"
Текст:  Владимир Константинов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3302)
Читать на сайте RG.RU

      Кто бы посчитал все фильмы о бандитах, которые за последние годы поощрило наше начальство государственными (то есть взятыми из нашего кармана) деньгами, и спросил: ребята, вам не стыдно?
     И вот уже становится не по себе, когда на телеэкране вдруг появляется сериал "Две судьбы" В.Ускова и В.Краснопольского, где оказывается, что и нормальный человек имеет право на существование, что на свете все еще существуют добро, любовь, сострадание.
     Задавать вопрос, отчего на телевидении так редко создаются человечные сериалы, - значит вызвать к себе интерес не телевизионщиков, а медиков. Спрошу о другом: почему на ТВ чураются таких жанров, как мелодрама? И сам отвечу: режиссер, создающий мелодраму, в отличие от режиссера криминального кино, должен иметь: а) способность интересоваться людьми, б) высокое профессиональное умение.
     Пути, которыми авторы "Двух судеб" идут к сердцам зрителей, просты. Четыре женские судьбы, четыре новеллы, которые, переплетаясь, составляют 20-серийную ленту. Это фильм о первой любви, о расплате за измену первому чувству, о том, как трудно обрести себя, о драматических поворотах судьбы, в которых кто-то закаляется, а кто-то гибнет. И вдруг что-то задевает, что-то вспоминается - и уже неважно, где кино, а где ты: перед тобой дорогие лица из прошлого, которые то появляются, то исчезают, хотя так хочется удержать их. И удивительное чувство сопричастности всех - и тех, кто в твоей памяти, и тех, кто на экране - нашей общей судьбе.
     Эта традиция социально-психологического изображения героев - хлеб насущный для российского зрителя. И даже если в сюжете такого сериала проглянет схема - это все-таки кино о его жизни, которое помогает ориентироваться в сумятице времени. Глядя на героев "Двух судеб", я вдруг припомнил, как недолюбливал когда-то положительных героев. И каково в XXI веке увидеть в этом сериале почти идеальных героев (та же Светлана - О. Понизова, тот же Степан -Д. Щербина). И так странно - неужто и ныне кто-то живет духовной жизнью, у кого-то есть принципы. Мне возразят - да это же герои одномерные. Я отвечу - пускай, зато мне хорошо с ними.
     Правда, благостным настроениям мешает стереотип в показе советской эпохи, который уже успел сложиться в нашем новом кино, и даже такие опытные мастера, как В. Усков и В. Краснопольский, отдают ему дань. Дело не в политических оценках. Беда в том, что в наших душах сломался важный механизм по имени память. А в нем - наше человеческое достоинство. И если память дает осечку, не предзнаменование ли это времен куда неприятнее нынешних.
     Но будем ценить художников за то, что им удалось. И поблагодарим авторов нового сериала за то, что напомнили о кинематографе, сопричастном жизни соотечественников, и о телеэкране, который еще способен интересоваться нормальными людьми.

Кино и ТВ