25.09.2003 17:43
Культура

Новые лица Александровского театра

В Александринский театр пришло новое руководство
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3305)
Читать на сайте RG.RU

     - Саша, что ты сам предполагаешь ставить в Александринке?

     - Во-первых, я продолжаю то, что я никогда не прекращал делать ни здесь, ни в Новосибирске - читаю пьесы современных драматургов. Сейчас в Москве проходит фестиваль "Новая драма", а накануне у нас объявили лауреатов конкурса молодых драматургов, который проводила "Золотая маска". Есть интересные новые имена, я все это с интересом сейчас читаю. Но дело в том, что найти драматургию, которая могла бы пойти на большой сцене Александринки, довольно сложно. Я имею в виду прежде всего большую сцену. Независимо от того, как будет складываться этот поиск, я обязательно сделаю что-то в малой форме, на Новой сцене, которую мы планируем открыть в этом сезоне.

     Мне всегда хотелось все свои приходы в разные театры начинать с современной драматургии.

     - Но все же главная забота твоя и Валерия Фокина, насколько я понимаю, сейчас совсем в другом - как вывести знаменитую сцену с ее великими традициями из того скромного художественного состояния, в котором она долгое время находилась.

      - Прежде всего, наш приход в Александринку связан с уважительным отношением к тому, что было и есть в этом театре, в том числе и к тем людям, которые здесь работают, которые руководили театром, ко всем техническим службам, к актерам и так далее. Никто ничего не собирается разрушать.

     - А бывший директор театра Георгий Сащенко ушел из театра?

     - Ситуация простая. Назначен совет директоров. Георгий Александрович Сащенко с первых чисел сентября находится в отпуске. Активного участия в жизни театра он сейчас не принимает.

     - Как будут обстоять дела с теми проектами, которые были анонсированы в прошлом сезоне в рамках программы "Новая жизнь традиции" и довольно скандально сорваны по вине руководства театра - в частности, со спектаклем Матиаса Лангхоффа "Смерть Тарелкина"?

     - Во-первых, к концу сезона будут выпущены "Маленькие трагедии", которые в рамках проекта репетирует Григорий Козлов. Затем, уже в следующем сезоне будет Лангхофф. И вся программа, связанная с двойным чествованием Мейерхольда и Александринки, будет постепенно осуществляться. Помимо этого, мы выправляем репертуарную политику театра. Следующий сезон нам уже полностью известен. Такого раньше здесь не бывало. Будет продолжаться мейерхольдовская программа, поэтому и сезон будет завязан на классике, которая всегда шла в этом театре.

     В планах - Достоевский, Сухово-Кобылин, Ибсен. Будет продолжаться поиск современной драматургии. Почему бы, например, не сделать фестиваль "Новой драмы" в Петербурге?

     - Ты много работал в Питере, Москве и провинции. Как тебе сегодня видится традиционное противостояние двух столиц?

     - Для меня не существует конфликта между режиссерами Питера и Москвы. Я с огромным удовольствием работал бы в московском театре, и когда Олег Павлович Табаков предложил мне сделать "Облом-офф" Миши Угарова, я с удовольствием принял его предложение.

     - Ты принадлежишь уже среднему поколению режиссеров, которое появилось в самом начале перестройки, сильно задавленное новыми обстоятельствами жизни. Сегодня активно приходит новое, совсем молодое поколение. Как ты относишься к их активному вторжению на театральное поле?

     - Мне это очень нравится. Любая амбиция, любой конфликт в отношении другого человека или поколения только мешает. Если приходит новое поколение, слава Богу, это хорошо для театра и для мира. Ведь наша профессия это и есть диалог с миром, чуть меньше - диалог с публикой. Поэтому что тут делить? В Москве - целая плеяда молодых, которые сейчас вырвались вперед и активно ставят. Мне нравятся спектакли Кирилла Серебренникова, я могу у него чему-то научиться. Ведь это здорово!

     - А есть ли планы пригласить кого-то из них?

     - Мы сегодня как раз говорим о том, чтобы питерская режиссура активно работала в Александринке. Когда у нас появится еще одна сцена - появится дополнительный воздух. Сейчас мы зажаты большой сценой, у которой свои жесткие требования. Она настолько хороша, настолько совершенна, что на нее можно просто смотреть, и уже испытываешь счастье. А для хулиганства мы бы хотели сделать рядом с театром еще одну площадку.

     - Хулиганства сейчас - хоть отбавляй, а вот с большим стилем как раз проблема.

     - Совершенная сцена Александринки сама отторгает то, что ей не годится. Еще бы - 245 лет она впитывала столько совершенного, что уже сама может выбирать, что ей нужно, а что - нет. Эта площадка должна сохранить свою уникальность.

     - Что точно предстоит в ближайшем сезоне?

     - В конце года - Гриша Козлов с "Маленькими трагедиями", затем - "Александрия", пьеса, которую написал Андрей Толубеев к юбилею города. А затем в конце сезона я должен сделать какую-то современную пьесу. Еще не знаю, какую.

 

Театр Санкт-Петербург Северо-Запад