26.09.2003 15:33
Власть

Второй законопроект по госслужбе

Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3306)
Читать на сайте RG.RU

      Здание российской империи рухнуло под весом российской бюрократии, заметил один из отечественных политологов. Теперь выясняется, что на "обломках самовластья" ничего нового не появилось. Проблемы российской госслужбы все те же, что и сто лет назад, - недостаточная эффективность, снижение престижа и доверия, непоследовательность кадровой политики, закрытость системы госслужбы и слабые механизмы для профилактики коррупции в рядах российского чиновничества, а также борьбы с ней. Это признал и Президент России Владимир Путин, утверждая 15 августа 2001 года концепцию реформирования системы государственной службы. В документе были определены направления большой административной реформы. А спустя год появилась и федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации", рассчитанная на 2003 - 2005 годы.
     Чтобы начать ее претворять в жизнь, требовалось, во-первых, провести большой смотр, чтобы понять, как перестраивать всю чиновничью рать. А во-вторых, принять законы, чтобы люди, призванные на службу государству, не были для него тяжелым бременем.
     Что касается рати, то вот статистика - в 2002 году российских государственных служащих и иных работников государственных органов, а также муниципалитетов было 1 миллион 53 тысячи человек.
     Федеральные чиновники составляют примерно треть этой армии - 315,1 тысячи человек. Из них в центральных аппаратах федеральных органов трудятся около 25 тысяч человек, на местах - 290 тысяч человек. За период с 1992 по 2002 год чиновников в России стало больше в 1,8 раза. Средний возраст российских госслужащих - 40 лет. Более 30 процентов госслужащих в возрасте 50 лет и старше.
     В 2002 году средняя зарплата госслужащих составила 5238 рублей.
     А первый из реформаторского пакета Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" был принят в апреле. Депутаты построили систему государственной службы России по президентскому проекту, приведя в порядок разномастные ряды российских чиновников. Определили правовые и организационные основы госслужбы и системы управления ею, закрепили общие правила государственной службы России, которую образуют три вида федеральной госслужбы (гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба) и государственная гражданская служба субъектов Федерации.
     Второй законопроект, поступивший в Думу, определяет правила уже конкретной госслужбы - гражданской.
     В законопроекте уточнены принципы гражданской службы, показана взаимосвязь гражданской службы с иными видами госслужбы, а также с муниципальной службой.
     Гражданских госслужащих разведут по классам и по категориям должностей - руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Все должности гражданской госслужбы будут включены в реестр. Поступить на госслужбу гражданин России сможет только по конкурсу. Однако оговорены случаи, когда конкурс не проводится. Возвращается и такое понятие, как кадровый резерв. Правда, это уже не то же, что резерв партии, как в прежние времена.
     Вообще президентский законопроект очень строг и придирчив к отношениям чиновника и партии. Гражданский госслужащий не имеет права использовать должностные полномочия в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений и выражать отношение к ним, создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий и общественных объединений за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных организаций общественной самодеятельности.
     За все эти прегрешения чиновника могут отстранить от должности. Такая мера согласно законопроекту будет грозить чиновнику за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, за уклонения от обучения, проверки его знаний и навыков в области охраны труда.
     "Представитель нанимателя вправе отстранить гражданского служащего от выполнения своих служебных обязанностей в период регулирования конфликта интересов". Денежное содержание за это время ему начисляться не будет.
     Запретов на гражданской службе довольно много: запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации (кроме случаев, установленных федеральным законом), запрещается замещать должность госслужащего народным избранникам, депутатам всех мастей, профсоюзным руководителям и работникам их аппаратов.
     Чиновник не должен заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, быть поверенным в чужих делах, получать вознаграждения в связи с исполнением служебных обязанностей в виде подарков, денег, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов. Госслужащему запрещается выезжать за границу по служебным делам за счет средств физических и юридических лиц (за исключением командировок, связанных с международными договорами), разглашать служебную информацию, ставшую ему известной благодаря служебной деятельности. Ему не разрешается публично оценивать (в том числе и в средствах массовой информации) деятельность государственных органов, их руководителей, их решения. Всего в перечне 15 запретов.
     В законопроекте перечислены и требования к госслужащим. Они не напоминают моральный кодекс строителя коммунизма, как Кодекс поведения госслужащих, предложенный депутатами, но довольно четко обозначают рамки - что такое хорошо и что такое плохо для госслужащего "при исполнении". От него требуется не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство, проявлять уважение к обычаям и традициям народов России, соблюдать нейтральность, не допускать влияния партийных решений на свою служебную деятельность, быть корректным и внимательным в обращении с гражданами.
     Но утверждать этот чиновничий идеал скорее всего будут депутаты Госдумы нового созыва. Нынешние за своими предвыборными хлопотами и работой над проектом бюджета вряд ли успеют.

 

Госуправление Госдума