- Алексей, вы рассчитываете на успех во всем мире?
- Я довольно сдержанно отношусь к продаже "Бригады" на Запад: не уверен, что российская специфика будет понятна западному зрителю. Более того, я удивлен, что фильм продали. Фильм "завинчен" на наш сленг, российскую специфику отношений и наш юмор. В фильме "Бой с тенью" я ставлю для себя более высокую планку.
- Про вас коллеги говорят, что после дебюта вы стали человеком, более склонным к компромиссу...
-Я научился быть более гибким. Если продюсер настаивает, я не вступаю в конфронтацию, тяну время и конфликт как-то сглаживается. Основной конфликт - между режиссером и продюсером, который хочет вернуть деньги с наименьшими потерями. Но у меня этого конфликта нет, потому что мы на одной стороне. А в фильме "Бой с тенью" я выступаю как исполнительный продюсер.
- Насколько сложно было дистанцироваться от предыдущей работы?
- Очень сложно. Я очень привык к будням съемок, к общению с актерами. Мы понимали друг друга на каком-то телепатическом уровне, с Безруковым в первую очередь. Мне этого очень не хватает. Поэтому сейчас мне в первую очередь хочется наладить такой же контакт уже с новой командой.
- Помнится, вы долго не решались, но все же взяли в новый фильм "Звездочет" Вдовиченкова. К людям привязываетесь?
- Конечно, а как же иначе? Шел долгий кастинг на главную роль. Долго сомневались, приглашать ли Вдовиченкова, ведь не хотелось тянуть шлейф образа Фила из "Бригады". Но мы приняли это решение. Объективное сравнение было явно в его пользу.
- У кого из актеров на мобильном играет музыка Шелыгина?
- Сейчас, я думаю, ни у кого. В моей съемочной группе она есть у многих. Ностальгические чувства я испытал, когда услышал саундтрек, который недавно вышел на диске. Там кроме музыки есть еще фразы наших персонажей. Но в целом подбор реплик героев мне не очень нравится, многое ценное упущено. Монолог Саши о птичке в казино, например.
- Выход фильма сопровождала довольно агрессивная дискуссия. Быть может, это просто зависть коллег?
- Нет. Как раз собратья по цеху оценили достойно. В кулуарных разговорах я слышал, что Михалков хорошо отзывался о фильме. Я уважаю киношных, телевизионных продюсеров хотя бы за то, что они занимаются искусством, а не нефтяным бизнесом, где денег больше. Нервные затраты везде одинаковые, а деньги разные. Поэтому мои коллеги для меня - люди хорошие по определению. Это можно назвать корпоративным взаимоуважением. Сегодня в России никто из режиссеров не зарабатывает огромных денег. Получают гонорары. Для дебютанта ситуация еще жестче. Когда ты "сделаешь" имя, станешь известным, тогда можешь ставить какие-то условия.
- Помнится, вы еще только заканчивали работу над "Бригадой", как уже писали сценарий авантюрно-приключенческого сериала "Звездочет". Вы так решили развлечься?
- Жанр экшн еще не означает тупого развлечения. Этот фильм для меня - попытка понять, как можно заниматься любым серьезным делом и остаться человеком, не стать подлецом. Как не обесценить благие намерения средствами их достижения. В жизни разведчиков этот конфликт максимально обострен. Им по долгу службы приходится лгать и предавать ради служения Родине. В "Звездочете" будет открытый финал. История о российском Джеймсе Бонде по сути далека от голливудского хэппи-энда. Конечно, все узлы будут развязаны, но не так, как в "Бригаде". И какой-то вопрос в конце необходим. Скажу откровенно, такое решение финала удобно и с точки зрения политической - есть ресурс для продолжения фильма.
- После мужских историй в "Бригаде" и "Звездочете" не собираетесь снять мелодраму?
- Я думал на эту тему. Мне уже надоели одни мужики в кадре. Сам не знаю, в чем дело. Может быть, я женщин не понимаю. Но в перспективе я обязательно, из принципа сделаю кино, построенное на женских персонажах. А сейчас я собираюсь снимать полнометражный фильм "Бой с тенью". Мелодрама на фоне боксерского бизнеса. У фильма большой бюджет. Для себя я определил этот фильм как боксерская "Касабланка", был такой классический фильм. Я давно хотел снимать Лену Панову. Мне приятно работать с друзьями, когда образуется какой-то клан. В фильме будет играть умница Андрей Панин. Главную роль исполнит молодой замечательный актер Денис Никифоров из "Табакерки".
- Алексей, что означает приставка креативный к должности продюсер?
- Вообще-то я предпочитаю называться художественным руководителем. Я определяю творческую стратегию всех проектов "Аватар фильма", отвечаю за качество выпускаемой продукции, занимаюсь и производственными вопросами с той точки зрения, соответствуют ли затраты художественному эффекту. В принципе это должность художественного руководителя. Все эти переводы западных должностей на русский язык неточны, все получается шиворот-навыворот. У американцев исполнительный продюсер - это человек, который ищет деньги, привлекает инвесторов, а у нас исполнительный продюсер - администратор, ежедневно ведущий проект. Я надеюсь, что у меня есть какое-то чутье и понимание публики, зрителя. Я сам из провинции и хорошо понимаю, что хотят видеть там. У нас рынок еще хаотичный. Если есть хорошая идея, то она сработает в любом случае. Когда я снимал "Бригаду", мне казалось, что мы опоздали, упустили время. Замысел возник зимой 97/98 года, потом был дефолт. У нас в стране ситуация неуправляемая, хаотичная. Запустились в 2000-м. Но картина не смотрится устаревшей. Это тоже отчасти характеризует рынок. В целом рынок развивается быстро. Осваиваются новые для нас жанры, фэнтази, например. В этом уже сейчас нет ноу-хау. Российские кинематографисты, в первую очередь работающие над телевизионными сериалами, пока осваивают чужой опыт, жадно впитывают наработки зарубежных коллег, но совсем скоро будут снимать вещи совершенно оригинальные. Мы, русские, быстрообучаемые. У нас важно, ради чего делается кино, мы народ духовный. Как правило, американское кино - чистое развлечение, а нам важен смысл даже в развлечении, поэтому драматические финалы в умных российских фильмах более приемлемы, как ни странно.
- Очевидно, сейчас наиболее востребован самый массовый сериальный формат?
- Да. Но лично мне хотелось бы больше заниматься полнометражным кино. Там другой уровень художественных задач. Сериал предполагает более расслабленный ритм, само развертывание действия не настолько плотное. В сериале на 44 минуты действия у тебя три поворота сюжета, и тебе этого хватит. А в кино должна быть плотность сверхвысокая. В полнометражной киноленте должна быть максимально конфликтная среда, а каждый эпизод- безупречен. Все сюжетные линии надо строго вести. Поэтому, как ни странно, в кино сложнее держать ритм, интригу.