ЛИМА-2003 - крупнейший оружейный салон в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), и наши "оборонщики" всегда стремятся показать здесь свой товар с наилучшей стороны. Посетители выставки могут ознакомиться практически со всем рядом оборонной техники и техники двойного назначения, которую наша страна предлагает на мировом рынке высоких технологий.
Безусловный интерес проявлен к вертолетной технике, особенно к тяжелому Ми-26, аналогов которому в мире нет. Эта винтокрылая машина успешно эксплуатируется во многих странах Юго-Восточной Азии, в том числе и в Малайзии. Широко представлены различные комплексы ПВО, и с первого дня они находятся в центре внимания.
Морская составляющая российской экспозиции демонстрирует новейшие проекты, такие как сторожевой корабль "Корсар", ракетный катер "Молния", корабли на воздушной подушке "Зубр" и "Мурена".
Центральное место экспозиции занимает перспективная подводная лодка "Амур-1650", в которой воплощены самые последние достижения судостроительных технологий. Эта субмарина спроектирована с учетом действий в условиях мелководья и по своим тактико-техническим характеристикам, можно сказать, идеально подходит именно для стран АТР. По боевым возможностям она не уступает ядерным многоцелевым подводным лодкам, превосходя их в то же время по скрытности.
Вне всякого сомнения, "Амур-1650" займет со временем достойное место в военно-морских силах самых различных стран.
По традиции на выставке широко представлена корпорация "Сухой". Однако не стоит забывать, что дорогу российскому оружию в Малайзию проложили знаменитые истребители известной всему миру марки МиГ. В 1994 году был подписан первый российско-малайзийский контракт в сфере военно-технического сотрудничества на поставку восемнадцати истребителей МиГ-29. Если учесть, что новая Россия в те годы только-только ощущала себя на мировой арене независимым государством, а внутри страны мы пожинали плоды неудачно начавшихся реформ и "оборонка", казалось, просто развалилась, настоящий прорыв в Малайзию эскадрильи российских истребителей стал мировой сенсацией.
Свой первый полет МиГ-29 совершил 25 лет назад, но и по сей день он остается настоящим солдатом неба - надежным, боеспособным и неприхотливым. За эти качества его и ценят во всем мире. В малайзийских ВВС, наряду с российскими истребителями, на вооружении стоят и американские, однако именно вокруг МиГ-29 сложился особый культ. Пилотов наших МиГов не спутаешь ни с кем. Даже в их внешнем виде есть нечто такое, что присуще лишь настоящим бойцам неба.
Тяжелые Су-30МКМ прекрасно дополнят парк МиГов, придав ВВС Малайзии еще более ощутимую силу, но не заменят МиГ-29, списывать которые никто и не думает. Напротив, российская самолетостроительная корпорация "МиГ" демонстрирует на своих стендах целое семейство модернизационных проектов испытанных образцов, а также новое вооружение. Лишь на МиГ-29М будут установлены двигатели с управляемым вектором тяги по всем осям, чего нет ни у кого. Это придаст и так сверхманевренному истребителю совершенно немыслимые ныне пилотажные возможности. Даже создатели Су-30МКИ признают уникальность такой модернизации. По сути МиГ-29М - это уже новый самолет, вплотную приближающийся к истребителям пятого поколения. Так что не исключено: строй наших МиГов в южноазиатском небе будет нарастать.
Потенциальным заказчикам предлагается также легкий самолет Ил-103, пригодный и для частного использования, и для обучения начинающих пилотов. Примечательно, что этот тип машины имеет международный сертификат летной годности. Скорее всего, найдет своих покупателей и учебно-тренировочный МиГ-АТ. Относительно дешевая "летающая парта" уникальна тем, что позволяет прививать курсантам летных училищ навыки управления не только всеми российскими, но и новейшими западными истребителями. Помимо авиационной техники РСК "МиГ" в кооперации с рядом ведущих предприятий показывает компьютерные тренажеры, имитирующие все стадии полета от взлета до посадки.
Салон только начал свою работу, главные его события впереди, но и первый день показал, что участие нашей страны в этой, стоит повториться, крупнейшей выставке боевой техники и технологий двойного назначения вполне оправданно как с коммерческой, так и с политической точек зрения.