Как отмечают разработчики проекта "О ПФИ", документ регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением производных финансовых инструментов, а также определяет правовое положение участников рынка ПФИ. По словам главы Комитета ГД по собственности Виктора Плескачевского, в законопроекте дано достаточно широкое определение ПФИ, под которое подпадает любая сделка с отложенным сроком исполнения. Понятие регулирования этого рынка разделено на три составляющие. При этом государству отводится только надзорная функция.
Вообще, по ПФИ разработан целый законодательный пакет: поправки в Гражданский кодекс, которые, по словам заместителя председателя Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, должны быть рассмотрены комитетом в середине октября, и базовый законопроект "О ПФИ". Как отметил еще один зампред комитета Игорь Артемьев, 8 октября комитет намерен рассмотреть замечания Правительства, внесенные в законопроект, а затем вынести его на заседание Думы в первом чтении. При этом
И. Артемьев выражает надежду, что проект может быть утвержден уже весной следующего года.
Однако такой оптимизм разделяют далеко не все. Первый зампред Центробанка Олег Вьюгин хоть в целом и высказался в поддержку законопроекта, но, по его словам, пройдет еще немало времени, прежде чем в России появится полноценное законодательство по ПФИ. Тем не менее он считает, что законопроект необходимо вносить в Думу, внимательно дорабатывать, сверяясь с практикой и требованиями рынка.
Между тем противоположной позиции придерживается ряд экспертов, среди которых замглавы банковского комитета Госдумы Владимир Тарачев. По его мнению, список первоочередных законодательных и организационных целей, стоящих перед российским срочным рынком, может быть сформулирован в привязке к каждому из его сегментов - товарному и финансовому, исходя из возникающих там специфических ограничений. А при таком подходе достаточно внесения компактных поправок в действующие законодательные акты. Предложенный же законопроект о ПФИ не обеспечивает гибкой терминологии, не решает задачу судебной защиты и не дает надежного государственного регулирования. А также концептуально не соответствует признанным международным стандартам по форме контрактов, обеспечению обязательств.
Традиционно наиболее интересным признается рынок деривативов. В Европе и Америке он является самым крупным рыночным сегментом. Именно здесь обращаются сотни видов контрактов, среди наиболее известных - форварды, фьючерсы, опционы и свопы. Дневной объем сделок на этом рынке, по данным МВФ, превышает 2 триллиона долларов. Финансовый крах 1998 года нанес сильнейший удар по российскому срочному рынку. Но ситуация начинает быстро меняться. Экономический рост, приток инвестиций и активизация банковского сообщества порождают объективную потребность в полноценном риск-менеджменте и развитии срочного рынка. И у экспертов не возникает сомнений в том, что в течение ближайших трех - пяти лет этот рыночный сегмент будет развиваться опережающими темпами.
Как считает В.Тарачев, сейчас предпринимается попытка воссоздать отечественный срочный рынок под новым названием - "рынок производных финансовых инструментов". Но при этом не решаются злободневные проблемы срочного рынка и его участников. В первую очередь связанные с обеспечением судебной защиты прав требования по срочным сделкам, в том числе по расчетным валютным форвардам. По словам В.Тарачева, Правительство включило в план законопроектной работы подготовку поправок в гражданское законодательство, снимающих эту проблему. Принятие этих поправок позволит приступить к разработке стандартов совершения срочных сделок, работу над которыми уже начало банковское сообщество.