Первый полноценный альбом новой группы Вячеслава Бутусова, результат продолжительных усилий и долгих приготовлений. Творческая биография бывшего лидера легендарного "Наутилуса" после распада группы была больше похожа на летопись злоключений человека, отчаянно и безуспешно пытавшегося развернуть фортуну к себе лицом. Если первые его опыты (сольный альбом "Овалы") был встречен относительно благожелательно, то все последующие попытки восстать в прежней силе и славе пропадали втуне: не помогли ни сольная программа, ни продолжительное сотрудничество с электронными Deadушками. "Ю-Питер", собранный по заказу Бутусова из лучших музыкантов "Аквариума" и "Кино", должен был стать самым последним и решительным оружием в деле борьбы против забвения. Начав с исполнения песен "Наутилуса" (без них никуда - слишком серьезный след оставила группа в музыкальном подсознании нашей страны), к нынешней временной отметке группа подходит с полноценной собственной программой.
Тем, кому желание послушать "Ю-Питер" досталось по наследству от любви к "Наутилусу", стоит провести над собой дополнительную подготовительную работу. "Наутилус" (как выяснилось, с началом сольной карьеры Бутусова) был все-таки магическим сплавом текстов замечательного поэта Ильи Кормильцева и музыки, писавшейся всеми членами группы. Пойдя сольной дорогой, Бутусов предложил своему слушателю новую систему образных координат: игры в слова вместо "взрослой романтики", глубоко-личное вместо социально-психологического. "Имярек", безусловно, суммирует все лучшее, что пыталась сделать группа за два года своей жизни, однако это не значит, что альбом не содержит балласта - наоборот, "мешкам с песком" отдана большая часть альбома. Об этой пластинке можно судить о медицинском улучшении, свидетельстве начавшегося выздоровления от творческой депрессии - по крайней мере, по четырем песням из одиннадцати. Быстрая и запоминающаяся "Я покидаю землю", смешные "Реки бэгэ", балладные "Могилы младших сестер", хитовая "Ударная любовь" (чей странноватый, так скажем, текст оказался спрятан за макияжем прекрасной аранжировки) - это стоит слушать и этому стоит радоваться.
Леонид Федоров. Лиловый день. "Геометрия"
"Аукцыон", одна из главных групп 80-90-х, уже скоро десять лет, как не записывает ничего нового - последней пластинкой была "Птица" (1994). Что, впрочем, не мешает группе играть аншлаговые концерты на московских площадках и оставаться недосягаемой по классу исполнения для амбициозной рок-молодежи. Тех, кто пристально следит за жизнью коллектива, его летаргическое состояние нисколько не печалит - музыкальная деятельность группы сместилась в область сольного творчества лидера группы Леонида Федорова, к которому многие музыканты "Аукцыона" так или иначе причастны. И не только они - на "Лиловом дне" слышно также колесную лиру Андрея Котова и руководимый им ансамбль народной музыки "Сирин".
Сольная дорожка Федорова началась альбомом "Четыресполовинойтонны" (именно так, в одно слово), получившего теплый прием и благословение публики. С тех пор вышло еще три сольных альбома (один из них - совместно с авангардным питерским "Волковтрио"). Каждый из них представлял собой уклон в какую-нибудь сторону - пластинка "Зимы не будет" была мрачно-абсурдистской, диск "Анабэна" напоминал совместные опыты "Аукцыона" с Алексеем Хвостенко по озвучиванию стихов Велимира Хлебникова. Нынешний "Лиловый день" - сумма всех минувших поисков, и одновременно - новая ступенька творческой жизни этого совершенно гениального музыканта. Возникает ощущение, что альбом был записан одним махом, без бесполезных дублей, единым порывом. На аскетичную федоровскую гитару то тут, то там накладываются какие-то совершенно нереальные звуки - как будто на заднем плане играет заезженная виниловая пластинка - покрывающие ткань альбома какими-то совершенно невообразимыми мелодическими орнаментами. На привередливое радио, которое берет только хиты, "взяли" лишь одну песню с альбома, а можно было бы взять все 11.
Ночные снайперы. Тригонометрия. Real Records.
Подарок поклонникам и себе к собственному 10-летию, который можно было бы озаглавить "неновый альбом". Девичий дуэт "Ночные снайперы" пять лет назад разросся до полноценной рок-группы, и все у девушек стало по-другому: вместо поездок на Грушинский фестиваль начались всероссийские туры по стадионам, вместо романтичных очкариков на концерты стали приходить, так скажем, "широкие слои молодежи", а бледнолицая слава "андерграундных артистов" уступила место емкому определению "поп-звезды". В прошлом году тем не менее группой было решено потешить ностальгию и сыграть примерно так же и примерно то же, что игралось во времена "честной неизвестности". Правда, совсем "по старому" не получилось - из группы к моменту концерта исчезла соосновательница коллектива Светлана Сурганова, и вместо ее порывистой скрипки заиграл саксофон. Результатом стал концертный диск "Тригонометрия", и он - прелюбопытен. И для простого поклонника, который услышит несколько весьма неплохих старых, до сей поры неиздававшихся вещей. И для добросовестного исследователя, которому по набору песен станет ясно - что было "Ночными снайперами" и что ими стало. Всегда приятно порассуждать в категориях "лучше-хуже", однако здесь этого не потребуется. Несмотря на солидность юбилея - 10 лет для рок-группы много - периоды малой и большой славы у "Снайперов" были настолько разными, что можно смело сказать - это были две разных группы. Так уж получилось, что даже несильно знакомому с творческой историей группы все станет ясно, как только отзвучит последняя нота этого альбома.