Собственно, идея не нова. Она родилась еще в довоенные годы, когда от Ладоги до города планировалось провести водопровод: власти опасались бактериального заражения Невы и в связи с этим различных эпидемий. Но до его строительства руки так и не дошли. Поскольку все технико-технологические наработки того времени безнадежно устарели, сегодня специалистам приходится начинать работу заново.
По своему потенциальному масштабу "ладожский проект", как его уже успели назвать, сопоставим разве что со строительством кольцевой автомобильной дороги. И в том, и в другом случаях речь идет о сотнях миллионов долларов.
Мы уже априори знаем, что при разработке концепции, не говоря уже обо всем проекте, придется столкнуться со множеством проблем,- сказал корреспонденту "РГ" главный куратор проекта Эммануил Жигун. - Уже и подсчитали, что в этой крупной работе должно быть задействовано не меньше 60 организаций как петербургских, так и московских.
Протяженность будущего водопровода составляет 40 километров. В концепции рассматриваются два варианта его прокладки - одной трубой большого диаметра и по коллекторной системе, которой пользуются метростроители.
Кроме чисто технологических сложностей при реализации проекта возникнет немало иных. Одним из ключевых вопросов, как считает Эммануил Жигун, станет, очевидно, земельный. Так как водопровод должен будет пройти по участкам федерального и областного подчинения, в каждом случае с их владельцами придется договариваться индивидуально. И если землю необходимо будет выкупать, то это опять же обойдется в кругленькую сумму.
Противники "ладожского проекта" в первую очередь критикуют его за дороговизну. На их взгляд, куда экономичнее заниматься модернизацией очистки воды из Невы. Безусловно, делать это необходимо даже вне зависимости от нового проекта. Согласно ему новый водопровод, возможно, будет служить как основной источник питьевой воды для мегаполиса или как вариант резервный. Окончательное решение остается за Минздравом и МПР России.