07.10.2003 00:00
Экономика

Тройка по поведению

Российские компании не спешат учиться науке управлять
Текст:  Елена Голякова
Российская Бизнес-газета - : №0 (429)
Читать на сайте RG.RU

По прошествии полутора лет действия Кодекса корпоративного поведения Российский институт директоров (РИД) при поддержке ФКЦБ и Национального совета по корпоративному управлению провел обширное исследование на предмет того, следуют ли компании, работающие на нашем рынке, положениям этого документа и раскрывают ли они информацию о соблюдении или несоблюдении рекомендаций Кодекса. Объектом исследования стали годовые отчеты и отчеты за четвертый квартал 2001 и 2002 годов, русскоязычные интернет-сайты российских акционерных обществ, ценные бумаги которых включены в котировальные листы А1 и А2 и котировальный лист "Б" двух ведущих российских бирж - ММВБ и РТС. А также отчеты ряда АО, торговля ценными бумагами которых осуществляется без включения их в котировальные листы. Такой выбор объектов исследования эксперты объясняют тем, что ценные бумаги этих компаний свободно обращаются на фондовом рынке, а значит, с ними связаны существенные риски для инвесторов.

В конце мая прошлого года ФКЦБ приняла постановление "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров", которое определило структуру годового отчета общества, который оно обязано предоставлять акционерам для ознакомления накануне общего собрания. Исследование РИДа показало, что годовые отчеты компаний содержат лишь чуть больше половины информации, раскрытия которой требует постановление ФКЦБ.

Новые правила листинга, вступившие в силу с 1 февраля 2003 года на ММВБ и РТС, предусматривают, что акционерные общества, ценные бумаги которых включены в котировальные листы категории А1, должны соблюдать Кодекс корпоративного поведения полностью, а АО, ценные бумаги которых включены в котировальные листы категории А2, должны соблюдать положения главы "Раскрытие информации" Кодекса. Согласно результатам исследования значительное большинство компаний, в том числе те из них, акции которых включены в биржевые котировальные листы высокого уровня (А1, А2), не предоставляют свои годовые отчеты биржам ни перед проведением общих собраний акционеров, ни после них. Меньшинство обследованных компаний публично раскрывают свои годовые отчеты, и происходит это, как правило, со значительным запозданием. Отдельные компании заявили, что задержка с публичным раскрытием ими годовых отчетов связана с тем, что уже после проведения общих собраний акционеров в отчеты вносятся изменения, и их раскрытие будет проведено после завершения внесения таких изменений. По мнению аналитиков, такая практика чревата искажением первоначальных отчетов, подлежащих заверению лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа, и утвержденных акционерами.

В целом экспертный анализ позволяет сделать вывод, что многие российские компании хотя и начинают постепенно следовать нормам корпоративного поведения, но общий уровень практики корпоративного управления по-прежнему остается низким. В среднем выполняется лишь 6 рекомендаций кодекса из базовых 35. Тем не менее это более высокий показатель по сравнению с итогами 2001 года, когда такой показатель составлял 4,7. Национальным стандартам деловой этики в большей степени следуют частные компании, нежели акционерные общества с государственным участием. По данным исследования, среди АО, доля Российской Федерации в акционерном капитале которых либо не превышает 25 процентов, либо составляет более половины, нет ни одной компании, соблюдающей более 10 положений Кодекса корпоративного поведения (при том, что всего рассматривалось 35 базовых рекомендаций).

Кроме того, эксперты выявили позитивную связь между динамикой цен акций компаний и их уровнем развития корпоративного управления. В среднем темп роста индекса акционерных обществ с более высоким уровнем корпоративного управления превышал темп увеличения индекса компаний с более низким уровнем развития корпоративного управления на 44 пункта. За период с января прошлого года по 2003 год это расхождение постепенно увеличивалось: с одного пункта в январе 2002 года до 72 пунктов в августе нынешнего года. Важность такой взаимосвязи для экспертов очевидна: она укрепляет экономический смысл совершенствования корпоративного управления. Если компания готова честно и открыто работать на рынке, предоставлять инвесторам всю информацию о своей деятельности, то у нее гораздо больше шансов привлечь инвестиционные деньги, а значит, развить свой бизнес.

Бизнес Центральный банк