08.10.2003 03:00
Общество

Информатизация общества

Текст:  Андрей Коротков (первый заместитель министра РФ по связи и информатизации )
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3315)
Читать на сайте RG.RU

Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни и проявляются на всех уровнях - глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов. Такая тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, где одна из ключевых идей - это идея нового качества российского образования, которому "необходимо обеспечить опережающее развитие". Это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства, производства.

Нет смысла внедрять информационно-коммуникационные технологии, если основная часть населения не сможет ими воспользоваться. В нашей стране сильно развит сектор разработки программных продуктов, а сектор потребления находится в зачаточном состоянии. Причем это касается как обычных людей, так и промышленно-производственной сферы. Сейчас ощущается острая нехватка ИТ-управленцев, способных эффективно применять информационные технологии в области экономики и государственного управления. В ближайшее время необходимо направить усилия на организацию массовых учебных программ по обучению основам работы с компьютером и Интернетом, пропаганду преимуществ использования ИКТ в социальной жизни.

Отрадно, что многие вузы уже "почувствовали" эту проблему и начали подготовку необходимых специалистов.

Кстати, внутреннее содержание учебного курса информатики в средней профессиональной школе сегодня ориентировано в основном на получение "компьютерной грамотности", т.е. базовых знаний и умений в области использования современной информационно-вычислительной техники и систем телекоммуникаций для обработки и передачи данных, решения простейших задач с использованием наиболее массовых информационных технологий.

Необходима переподготовка преподавателей, чтобы в основе лежало обучение применению информационных и коммуникационных технологий на базе современной вычислительной техники в будущей профессиональной деятельности. Нужно существенно пересмотреть традиционные курсы изучения информатики под девизом, который был выдвинут еще академиком А.П.Ершовым: "От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества, которая должна стать важной частью его общей культуры". Информационная культура - это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей повседневной деятельности. Информатика как учебная дисциплина должна стать метадисциплиной, которая позволит решать проблемы "что, где, когда".

Ожидаемые результаты проекта: развитие системы дистанционного обучения; формирование новой информационно-образовательной среды; создание социально-психологической основы использования информационных и коммуникационных технологий в области образования; достижение массовой компьютерной грамотности и формирование новой информационной культуры мышления; формирование сообщества педагогических и управленческих кадров, умеющих использовать новые информационные технологии, способных осуществить решение поставленной задачи повышения качества образования; обеспечение массового доступа к большому объему образовательной информации, к единой системе баз данных и другим информационным ресурсам; формирование системы обеспечение граждан, органов управления, общественных структур объективной информацией о состоянии области образования; повышение качества труда педагогических кадров.

Образование Минцифры