11.10.2003 00:12
Власть

Анатолий Чубайс: Россия должна быть сильной. Точка

Глава российских энергетиков объявил себя собирателем советских земель
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Центральный выпуск выходного дня: №0 (3319)
Читать на сайте RG.RU

       Это заявление прозвучало после очередного заседания Электроэнергетического совета СНГ. Очередного, но не рутинного. Еще нет месяца, как в Ялте подписано соглашение о создании Единого экономического пространства России, Украины, Казахстана и Белоруссии. Все гадают, когда из "бумажки" начнет выходить что-то путное.

     У энергетиков уже выходит: Россия купила энергосистему Грузии, мы приобрели за долги электростанцию в Армении, примериваемся к Белоруссии и Украине. Насчет последней Чубайс выразился настолько ясно, насколько позволяет протокол: он не исключил, что "проведет соответствующие переговоры с президентом Украины" на предмет участия в приватизации энергетики этой страны.

     Итак, интеграция, но не так, как делают такие вещи политики. Говорильни и бумаг минимум: покупка энергосистемы Грузии была проведена молниеносно, так, что на каком-то этапе об этом якобы не знали даже грузинские власти.

     Это очень похоже на то, что российский бизнес просто берет и поглощает бизнесы в сопредельных странах. А поскольку речь идет не о торговле прохладительными напитками и без света нет жизни, Москва начинает контролировать ключевые отрасли в экономиках этих государств и вообще - их бытие. "Нормальная зима в Тбилиси - это теперь и наша забота", - просто говорит Чубайс.

     Однако Чубайс делает все, чтобы не создалось и тени впечатления, будто Россия посредством "рубильника" реализует свои имперские амбиции.

     Подчеркнуто объявлено, что лидером в реформировании энергетики среди стран СНГ является Казахстан, который еще в 1997 году осмелился либерализовать свой электрический рынок и тем самым как бы показал путь России.

     "После либерализации тариф упал в четыре раза. Это доказано не в Лондоне, это доказано в Алма-Ате", - говорит Чубайс.

     Многократно акцентируется внимание на том, что принимаются бизнес-решения, а не реализуются абстрактные доктрины. "Я понимаю так, что страна, в которую пришел наш капитал, выиграла тендер среди других стран на право получить этот капитал.

     В эту страну пришли не танки, а инвестиции", - спокойно говорит Чубайс.

     Но трудно ждать, что автор доктрины "либеральной империи", изобретенной буквально на днях, вовсе откажется от политических заявлений. Некоторые уже успели обвинить Чубайса в имперских амбициях. Его ответ подкупает жестковатой откровенностью:

     - Россия должна быть сильной. Точка. Я убежден, что это станет реальной миссией нашей страны. Прятать это, в том числе в переговорах, например, с Украиной, - значит лукавить. Нужно прямо и ясно объявлять свои цели. А говорить, что Чубайс хочет захватить чью-то территорию, превратить кого-то в колонию - это несерьезно.

     Белоруссия может стать серьезной помехой на пути этой "экспансии". Руководство этой страны уже заявило, что не отдаст россиянам в аренду одну из своих электростанций, которую мы попросили. Реакция главы РАО сдержанна до равнодушия: "Здесь нет заданности: именно эта станция и именно в аренду". Не получится - будем искать другие заходы.

     Действительно, что волноваться: недавно группа белорусских энергетических менеджеров попросила россиян провести у них что-то вроде "мастер-класса". Энергосистема бывшего СССР выстроена не так, чтобы просто взять и отрубить кусок, и все это понимают.

     Достаточно серии серьезных аварий в нашей стране, а особенно на "вновь приобретенных территориях", чтобы поставить все планы под удар. Поэтому лозунг даже не дня, а ближайших лет - надежность.

     Комиссия по оперативно-техническому координированию, которая должна этим заниматься, но в последние годы, по выражению Чубайса, "спала", вчера реанимирована и брошена на поиск всех слабых мест в энергосистемах России и сопредельных стран.

     Все понимают, что пока мы держимся на советском запасе прочности. От "толщины" этого запаса сейчас, может быть, зависит судьба объединения постсоветских стран.

Внутренняя политика Энергетика