15.10.2003 01:00
Происшествия

Почему прокуратура отпустила Аксененко

Почему следствие сочло возможным отпустить Аксененко за границу
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3321)
Читать на сайте RG.RU

В Генеральной прокуратуре заместитель руководителя Управления информации и общественных связей Наталия Вишнякова категорически отвергла распространенную информацию о том, что разрешение на выезд за границу Николаю Аксененко дал руководитель следственной группы по его делу Салават Каримов. По ее словам, следователь Каримов не вел это дело. Но самого факта разрешения бывшему министру выехать за границу с согласия Генеральной прокуратуры она не отвергла, хотя подчеркнула, что прокуратура не будет комментировать разрешение на отъезд Аксененко.

Вариант невозвращения вчерашнего подследственного на суд также не рассматривается. Во-первых, потому что, по нашей информации, Аксененко действительно тяжело болен и ему нужна операция, а во-вторых, он не та фигура, которая может раствориться на иноземных просторах, либо попросить и соответственно получить убежище.

Началом неприятностей бывшего министра и бывшего вице-премьера стали результаты проверки его ведомства Счетной палатой. Что увидели проверяющие? Оказалось, что содержание центрального аппарата Министерства путей сообщения шло из нескольких фондов самого министерства. Это были фонды ведомственного здравоохранения и своих учебных заведений, резервного, куда шли деньги от железных дорог (это 37 процентов от их прибыли), и фонда инвестиционных проектов. В момент проверки на этих счетах было 50 миллиардов рублей. Строго по закону все должно было быть наоборот. Деньги фондов должны были идти в бюджет государства, а уже оттуда опять в министерство. В 2000 году, к примеру, в этих фондах лежало 20 миллионов, которые не были учтены в доходной части бюджета.

Счетная палата написала в своем отчете, что переплат по заработной плате и премиям в том же 2000 году было почти полтора миллиона рублей. Чуть больше переплата была по командировкам. А многие высокие чиновники ведомства летали за границу исключительно первым классом, заказывали чартеры и дорогие салон-вагоны.

Намного больше того, что мог позволить себе бюджет министерства, было потрачено на автомобильный парк (состоящий в основном из иномарок), на представительские расходы и многое другое, включая командировки за границу людей, в штате МПС не значащихся. А сам штат сотрудников министерства вырос на две с половиной сотни человек. В итоге в казну налогов от деятельности ведомства попало меньше на 11 миллиардов рублей, а перерасход бюджета дошел почти до 40 миллиардов рублей.

Но по ходу следствия часть претензий к Аксененко была снята в той части, что касалось создания внебюджетных фондов и налогов, а остались всего две уголовные статьи - превышение должностных полномочий с тяжкими последствиями и присвоение (растрата) в крупном размере. По этим статьям срок бывшему министру может быть назначен от трех до десяти лет.

Должностные преступления Суд Минтранс