Но и белорусские специалисты, обслуживающие "трубу", не внакладе. На днях я побывал на компрессорной станции "Несвижская" - единственной пока в Беларуси на газопроводе Ямал - Европа.
- Станция дала нам высококвалифицированную и неплохо оплачиваемую работу, что в нашем аграрном районе особенно ценится, - рассказал диспетчер Михаил Сидоренко. - Кроме того, за счет "Газпрома" нам построили жилье. Словом, живи и трудись!
Примерно то же может сказать каждый из трехсот с лишним человек, уже получивших в Беларуси работу благодаря новому газопроводу. А с его окончательным завершением рабочих мест будет более 800.
Хотя трубопровод Ямал - Европа и пролегает по белорусской земле, он принадлежит российскому ОАО "Газпром". Земля отдана ему в аренду на 99 лет - практически на весь гарантийный срок эксплуатации. Помимо арендной платы Беларусь также получает налоги, отчисления за транзит газа. Но и само строительство белорусского участка, оцениваемое в полтора миллиарда долларов, стало для нее выгодным предприятием. Подряды на десятки миллионов получили строительные, мелиоративные предприятия, железная дорога, поставщики материалов. К слову, в следующем году исполнится 30 лет, как российский газ пришел в Беларусь. И сегодня 80-85 процентов потребляемых в стране энергоносителей приходится на "голубое топливо". Газифицировано 102 районных центра из 118.
Партнером "Газпрома" по строительству и эксплуатации трубопроводов для поставки топлива на Запад является ОАО "Белтрансгаз". Их сотрудничество началось еще в советские времена, когда "стройкой века" был газопровод Торжок - Минск - Ивацевичи. Но вот что интересно: около половины всех белорусских газопроводов было построено уже после обретения страной независимости. Постоянно наращивается транзит российского газа - по сравнению с 1995 годом на 35 процентов. Уже сегодня "Белтрансгаз" способен транспортировать до 80 миллиардов кубометров топлива в год. Здесь ни разу не сорвали график.
Каково будущее нового газопровода? Ведь изначально планировалось построить на его белорусском участке 5 компрессорных станций, проложить рядом с первой еще одну трубу диаметром 1400 миллиметров. Это позволило бы более чем утроить прокачку газа.
- Все будет зависеть от спроса в Европе, - ответил корреспонденту "СОЮЗа" заместитель генерального директора ОАО "Белтрансгаз" Валентин Шваб, дав понять, что за белорусскими строителями дело не станет.
В этом и следующем году должно начаться сооружение как минимум двух компрессорных станций. В 2005 году газопровод Ямал - Европа планируется завершить, сообщил начальник центра производственно-диспетчерского управления "Газпрома" Борис Посягин. Речь о строительстве второй нитки пока не идет. И все-таки в "Белтрансгазе" уверены: пусть через несколько лет, но к расширению возможностей газопровода "Газпром" вернется. "Другого столь же выгодного коридора нет, - сказал Валентин Шваб, - тем более для прокладки еще одной трубы практически все готово". Многое зависит от того, удастся ли согласовать условия создания на базе "Белтрансгаза" совместного газотранспортного предприятия, тарифы и объемы поставок газа в Беларусь в следующем году, а также тарифы на прокачку "голубого топлива" в Европу.