- Наш принцип - работать с детьми только на хорошем материале, - говорит главный режиссер театра Александр Федоров. - А хороший материал - это классика: Чайковский, Мусоргский, Дунаевский... И народная музыка. К сожалению, очень часто она воспринимается как лубок. Но я еще в юности услышал настоящую народную музыку в исполнении ансамбля Покровского. Помнил, как она меня потрясла, и мечтал о фольклорном спектакле. Когда услышал очень серьезные, глубокие песни, которые хормейстер Светлана Муханова разучила с ребятами, я понял - это то, что надо.
- А дети разделяют ваши эмоции по поводу народных песен?
- Думаю, да. Дети ведь абсолютно бескомпромиссны. Всегда видно, когда они делают что-то только из уважения ко мне, а когда по любви. Если я считал, что это классная вещь, но не мог зажечь ею ребят, спектакль рождался и умирал. Или просто работа не шла, не трогала, и заставить их я не мог. Но в этот материал дети влюбились вместе со мной. Они поют фольклор и вне театра, на природе, в автобусе. Им нравится реакция публики, которая привыкла к раскрашенному лубку, а наш спектакль - откровение.
- Все ваши актеры - школьники. Между тем вы называете свой театр профессиональным. Почему?
- И любитель, и профессионал могут сыграть на одинаково высоком художественном уровне. Только в отличие от профессионала любитель завтра может сыграть хуже, а профессионал не может. Он должен играть одинаково везде: в клубе, в театре, в поле - где угодно. Наши дети именно так играют. У них перед глазами примеры. Они видели, как работают на репетициях Николай Караченцов, Юрий Васильев, хотя могли бы просто выйти на сцену и спеть в микрофон - успех будет, все похлопают, потому что это Караченцов, звезда.
- Взрослая работа не лишает ребят детства?
- Нет. Потому что создание спектакля - очень интересный труд. Одна из девочек призналась: "Александр Львович, нам очень легко здесь и тяжело в мире. Потому что здесь нас не поучают, нас учат. А там все считают себя умнее". А взрослые не умнее, просто более начитаны, с большим опытом, больше видели. Но и ребенок знает, что такое боль, страх, ненависть, любовь. Вот ребята "Норд-Оста" теперь в нашем театре. Пятеро из них сидели в том зале на Дубровке. Видели, как люди рядом умирают, и сами находились между жизнью и смертью.
- У ваших детей звездная болезнь не замечена?
- Нет. А вот звезды нам помогают. Настоящие звезды - такие, например, как Иосиф Кобзон.
- Ваш театр, как мне известно, тоже делает звезд...
- Басков? Да. Вот мне принесли на днях газету с очередным его интервью. Николай верен себе - во всех интервью он всегда упоминает, что его карьера начиналась в стенах нашего театра. В московских театрах, на телевидении работают и другие бывшие актеры МТЮА.
- Сейчас мюзиклы вошли в моду. И реклама не жалеет на них эпитетов: первый российский мюзикл и так далее. Ваш театр мюзиклами занимается давно...
- То, что "Норд-Ост" назывался первым российским мюзиклом, имеет под собой реальную историю, потому что это действительно первый специально созданный по всем законам жанра - творческим, технологическим, экономическим - мюзикл. В нашем репертуаре уже больше десяти лет "Оливер". Но мне милее других наши достижения. Например, мы единственный театральный коллектив в мире, в репертуаре которого есть "Детская" Мусоргского. Это гораздо серьезнее, чем "Оливер". Потому что Мусоргский не писал свою "Детскую" как театральное произведение. Это Стасов увидел: "Думаю, что лучшими исполнителями твоей "Детской" должны быть дети". Вот мы идею Стасова подхватили и сделали спектакль.
- Ваш репертуар отличается от привычного репертуара детских театров.
- Мы не заигрываем с публикой, не делаем никаких "Колобков", "Теремков" и прочее. Все это, конечно, имеет своего зрителя. Но те, кому больше тринадцати, уже хотят говорить о чем-то серьезном. Поэтому наши спектакли - и "Фантазии на тему Дунаевского", и "Сон о дожде", и "Фантазия соль-минор" по романсам Рахманинова - это принципиальные спектакли для музыкального театра, где играют дети. Мы сознательно не берем крупные формы. Мы не берем классические оперы. Мы создаем новый, может быть, песенный театр. Ребенок не может существовать в одной роли два часа на сцене. Три-пять минут, а дальше должна начинаться какая-то новая история.
- Персонажи ваших спектаклей не всегда только дети, есть и взрослые...
- Приглашаем артистов других театров. Беда всех школьных театров - дети пытаются на полном серьезе играть маму или папу, короля, королеву. Единственно возможный здесь вариант - пародия.
- Как оказалось, что дети "Норд-Оста", за которыми шла такая громкая слава, оказались у вас? Еще до того, как спектакль закрыли окончательно, некоторые из детей оказались не нужны никому. Только вам?
- Издержки проекта. Не просто "Норд-Оста", а вообще проекта. "Норд-Ост" это ведь не только творческая работа, но и коммерческий проект. Дети-артисты вырастают и должны уходить. А уходить им по сути и некуда - таких трупп, где они могут быть нужны, мало.
С руководителем детской труппы "Норд-Оста" Сергеем Лобанковым, который с 1990 года работал в музыкальном театре юного актера режиссером по пластике, мы договорились, что юные "норд-остовцы", вырастая из своих ролей, будут приходить к нам. Тогда никто не предполагал такого трагического развития событий. Мы решили - не будем отпускать детей в разные стороны - это уже коллектив.
- Вы отогреваете не только детей "Норд-Оста", но, насколько я знаю, и северян. С якутскими ребятами дружите...
- Когда мы были в Якутске, первый президент республики Михаил Николаев посмотрел наш спектакль и захотел, чтобы у него был такой же театр. Мы заключили договор, в течение полугода ездили в Якутск, набирали детей, учили их. Потом поставили спектакль. И даже удалось юных якутских артистов сюда, в Москву, на каникулы привезти.
- Далеко не все ваши дети станут актерами во взрослой жизни. С чем они уходят от вас?
-Это очень сложный вопрос. Конечно, они почти все хотят быть актерами. Не у всех получается. Но кем бы наши дети ни стали, они нас не забывают. А уходят со светлой грустью. Не жалея о проведенных здесь годах. Потому что это было такое счастье, которое они всю жизнь потом будут искать.