В детстве, подражая взрослым, они одно время повадились играть в карты, в "дурака". Не на деньги, конечно, просто "на интерес".
Приятель - лет ему было десять-одиннадцать - часто проигрывал и жаловался отцу: "Это потому, что они подсматривают". "А ты карты-то прячь!" - советовал отец. "Но это же нечестно, я же не подсматриваю. Даже когда мне видно чьи-то карты". История повторилась раза два-три, пока отец однажды не сказал, что подглядывание в игре в "дурака" зазорным не считается, что да, надо полагаться и на память, но если противник ловит ворон, то подсмотреть, что у него на руках, можно, и это, в общем-то, входит в правила игры.
Приятелю это показалось диким. Но поняв, что неписаное правило на подсматривание общепризнано, он почти перестал проигрывать.
Лично мне некоторые правила нынешнего бизнеса и хозяйствования, называемые законами и постановлениями, тоже иногда кажутся противоречащими элементарному здравому смыслу.
Но гораздо хуже, когда правил нет вообще или когда они меняются по ходу игры.
Сегодня много говорится об улучшении инвестиционного климата в стране. В самом деле, принцип "деньги должны делать деньги" является логикой рынка, вопрос лишь в том, что надо предпринять, чтобы это происходило в России. Те же нефтяники сегодня неплохо зарабатывают на высоких экспортных ценах на нефть и газ. Более того, есть объективные предпосылки для увеличения добычи углеводородного сырья с тем, чтобы выйти на новые рынки сбыта, прежде всего азиатско-тихоокеанский и североамериканский.
Действия в этом направлении, однако, должны быть обеспечены федеральными законами. Нельзя просто увеличить добычу, не думая при этом о последствиях для самого месторождения. Ведь доходы от экспорта нефти и газа будут не лишними и для следующих поколений. Но все обязательства должны быть взаимными. В первую очередь речь идет о частном бизнесе и государстве. Эти взаимно признанные обязательства и называются, на мой взгляд, "игрой по правилам".
Пришло время менять акценты правового регулирования: не ужесточать налоговый пресс, а создавать условия, побуждающие нефтяников вкладывать деньги в развитие своего бизнеса. Это единственный путь, который обеспечит стране стабильные доходы на много лет вперед, позволит подтянуть до мирового уровня другие отрасли производства.
Пожалуй, самая тревожная отраслевая тенденция последних лет - это "проедание" запасов: открытие новых месторождений хронически отстает от уровня добычи. Геологи убеждены, что в России есть еще немало месторождений нефти и газа, которых нам должно хватить надолго. Однако таких гигантов, как Самотлор, уже не предвидится. Новые месторождения - это Восточная Сибирь, это Север, шельф дальневосточных и арктических морей.
Нефтяники готовы идти на затраты по их освоению. Раз уж взялись за гуж... Но нужен закон, регулирующий правила передачи частным компаниям, как наиболее перспективным с экономической и хозяйственной точки зрения, перспективных участков недр и гарантирующий инвесторам право разрабатывать открытые ими месторождения. Разговоры об этом идут лет пять, а воз и ныне там. Более того, разногласия между ведомствами только усиливаются. Придется, очевидно, Думе нового созыва подключаться к этой работе. И если мы сохраняем административный порядок лицензирования, то это должен быть действительно порядок. Это предмет новой редакции Закона "О недрах".
Но и в целом все более очевидной становится потребность в отраслевом законодательстве для нефтяной и газовой промышленности. (Россия, кстати говоря, единственная из нефтедобывающих стран, где нет специальных законов, регулирующих нефтяные операции.) Во многом необходимость в таком законодательстве определяется задачами налогообложения сырьевых отраслей. Изъять положенную государству ренту нельзя без дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. В свою очередь это потребует оформления законом таких понятий, как выработанность месторождения, малопродуктивные скважины и т.д. Согласен, предстоит сложная, кропотливая работа. Но без нее невозможно получить законы высокого качества. Да и вообще законы.
Смотрите: в последние годы большое развитие получило международное сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе. А привлечение масштабных инвестиций связано с присутствием иностранных компаний, которые ориентированы на формализованные, т.е. законодательно установленные правила ведения бизнеса. Каждый миллион инвестиций сопровождает тонна юридических заключений и справок. Так что наши законы должны соотноситься с мировой практикой. (В США, например, законами установлено даже расстояние между скважинами.)
Еще одна тема, где имеется "задолженность" законодателей перед нефтяниками, - магистральный транспорт нефти, закона о котором все ждут не первый год.
Предметом особого внимания являются также организация внутреннего рынка сырой нефти и нефтепродуктов, включая развитие биржевой торговли, вопросы качества продукции и использования новых видов топлива и источников энергии. При этом необходимо понимать, что нефтяники и газовики ждут от государства не льгот и привилегий во всем и вся. Единственное, что им нужно, - это справедливые, понятные и стабильные правила игры.
Необходимо без промедления принимать законы, побуждающие наши нефтегазовые компании более активно вкладывать деньги в освоение новых месторождений и создание новых рабочих мест. Тогда сами собой отпадут вопросы, где государству взять деньги на повышение пенсий и стипендий, на зарплату врачам и учителям. Особенно в период низких мировых цен на нефть и газ.
Ликвидация отраслевых законодательных пробелов - прямая задача депутатского корпуса России. Уже, очевидно, нового корпуса, потому что нынешний состав Госдумы занят решением других задач. Хорошо, что этот новый состав будет избран совсем скоро.