18.10.2003 00:00
Культура

Герой теснит бандита

В эфире 12-серийный "Баязет" по роману Валентина Пикуля
Текст:  Анатолий Кудрявцев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3324)
Читать на сайте RG.RU

Впечатление от первых серий "Баязета" непохоже на то, что было на эталонных премьерах прошлого сезона, - "Бригады", "Идиота", "Закона". Там сразу, с первых же кадров, был шок как ожог, замешенный на чувстве национальной гордости, вполне оправданном, - никакое Би-би-си не делает телевизионное кино столь высокого класса. Здесь этого нет. Хотя новый фильм именно и взывает к нашей национальной гордости. А то, что есть, мы не называем разочарованием только потому, что две трети картины еще впереди. И все же давайте сперва скажем про хорошее.

Продюсер Владилен Арсеньев, сценарист Эдуард Володарский, режиссеры Андрей Черных и Николай Стамбула заслуживают самых добрых слов за то, что создали прецедент: взялись делать кино о русской доблести. Хватит с нас глянцевых подонков, волевых и красивых упырей, коих мы, за неимением лучшего, вынуждены всенародно любить. В войне 1877-1878 годов русские люди явили образцы такой нравственной высоты, что любому другому народу хватило бы на тысячу лет гордости. Мы же, известные беспамятством, превратили Часовню героев Плевны в точку сбора московского отребья. Поэтому усилия по реанимации в нас исторической памяти надо только приветствовать. И роман Валентина Пикуля, известного беллетризатора истории, - очень удачный выбор. Пусть главные события этой войны происходили в Болгарии - там были и осада Плевны, и оборона Шипки, и беспримерный переход Русской армии через Балканские горы в середине зимы, что физически невозможно. Когда-нибудь ТВ накопит денег на достойное изображение этих грандиозных событий. А кино даст нового Бондарчука. Но в Закавказье тоже лилась русская кровь. И героическая оборона крепости Баязет у подножия Арарата шла одновременно с Шипкой и Плевной.

Дело за малым - научиться снимать про героев так же хорошо, как про бандитов. Появись "Баязет" еще года два назад - он скорее всего вообще не стал бы мишенью для какой-либо критики. Не поднялась бы рука на столь идейно правильный и в то же время масштабный проект. Но сегодня ситуация иная - у нас уже есть с чем сравнивать. И мы замечаем то, на что прежде не обратили бы внимания. Помните рекламу, где некий буржуй недорезанный проводит пальцем по сукну бильярда и не удовлетворяется его качеством - он уже в курсе, что бывает лучше. Так и мы. Пленка не та - картинка тусклая, "не звенит". И конный поединок на саблях из первой серии, призванный убедить нас, зрителей, в мужественности главного героя, - технически малоубедителен. Сразу вспоминается похожий ход в начале "Бригады". Там тоже Саша Белый бьется в стиле "грязного" - контактного карате со своим заклятым врагом. Но тот бой показан совсем иначе. Не знаю, владеет ли актер Безруков приемами восточных единоборств, но достоверность той предельно жесткой драки была абсолютная. И через нее мы действительно узнали героя. Здесь же все чересчур понарошку. Таким "фехтованием" можно было обойтись в "Гусарской балладе" лет 40 назад. Теперь же это выглядит так, будто нам предлагают проявить понимание и войти в положение.

Уровень исполнения не то чтобы плох - он не дотягивает до уровня ожиданий. Очевидно, что и бюджет картины не дотягивает до уровня поставленной задачи. А поскольку на лошадей, винтовки, мундиры и массовки денег ушло много, то на чем-то другом пришлось экономить. И печальнее всего то, что эта экономия заметна. Давно уже не доводилось мне смотреть по ТВ фильм, столь малонаселенный известными актерами. Тех же, кто избалован высокими гонорарами, вообще не видать. Возможно, это и творческий ход. Но скорее всего причина гораздо проще. Среди многолюдства персонажей лишь горстка узнаваемых лиц.

Алексей Серебряков заслуженно именуется заслуженным артистом. Его личная фильмография впечатляет и объемом, и качеством. И давно пора ему было получить на ТВ многосерийную главную роль, достойную его дарования. И, конечно, там, где царит воинская доблесть, он со своей мужественной харизмой и прекрасной физической формой абсолютно на месте. Но есть две проблемы. Артист старше своего персонажа лет на 10-15. Правда, можно возразить, что и Евгений Миронов имел не меньшую разницу в возрасте с героем Достоевского. Однако Миронов в "Идиоте" преображается столь разительно, что мы, наоборот, испытываем шок от того, как молод его князь Мышкин. Особенно на фоне старообразных оппонентов обоего пола. Здесь же подобного преображения не происходит. Мы видим вовсе не 25-летнего "Печорина", а существенно более взрослого, умудренного мужчину с совсем иным жизненным опытом. Поэтому весь романтический сюжет с Ольгой Будиной, которая как раз совершенно соответствует возрасту своей героини, зависает. И другое. В картине Владимира Бортко "Афганский излом" (1991) Серебряков был партнером Микеле Плачидо. Итальянец играл майора Советской Армии по фамилии Бандура, а наш - солдата. Оба удало, разухабисто, по-русски воевали с "духами". Оба были чертовски органичны. А тут хоть и напоминают нам поминутно о придворном происхождении героя - непохож он на человека, испорченного высшим светом.

Те, кто командовал предварительной раскруткой фильма, совершили, по-моему, роковой просчет. Не надо было показывать по ТВ, как сирийских арабов, переодетых русскими гренадерами, снимают в массовых сценах, как в самые геройские моменты их интересует не Родина, а Будина. Теперь каждый раз, когда в кадре являются, обычно со спины, очередные бравы-ребятушки в головных уборах, призванных скрыть их черные кудри и смуглые лица, мой смущенный разум начисто отказывается принимать меру условности.

ТВ и сериалы