Участниками страхового процесса станут три стороны – производитель, страховая компания и санитарно-эпидемиологическая служба. Именно заключение последней и должно определять стоимость и условия получения страховки. «Получив однажды заключение санэпидслужбы на производство той или иной продукции, производитель, прикрываясь заключением СЭС, в дальнейшем мог и отступить от принятых правил и начать «халтурить», – рассказал «РГ» начальник отдела санитарно-эпидемиологической экспертизы Центра госсанэпиднадзора РТ Андрей Шабаев. – Теперь же санэпиднадзор, после оценки благонадежности производителя – как давно он работает, какие нарушения допускал в работе, насколько потенциально опасно его производство для здоровья потребителя, – будет выдавать соответствующую оценку страховой компании, с которой производитель и станет заключать договор. С этого момента вся продукция данного производителя считается застрахованной, и все нарушения будут покрываться за счет страховой организации. Так что при заключении договора, санэпидслужба перестает разделять с производителем ответственность за качество его продукции и услуг».
Что будет с производителем, если он не пожелает страховать свою ответственность? Для желающих организовать новое производство такая пассивность чревата довольно серьезными последствиями – санитарно-эпидемиологическая служба не даст «добро» на его открытие. С теми производителями, которые на рынке работают не первый день, дело обстоит сложнее. В Татарстане несколько сотен тысяч больших и малых промышленных предприятий, и процесс страхования качества их продукции, по оценкам специалистов, займет не один год. Однако страхование качества может быть не только кнутом, но и своеобразным пряником. Заключая договор со страховой компанией, производитель освобождает себя от мелочной опеки в виде бесконечных проверок санэпидслужбы на все время действия страхового договора.
Участие в процессе сможет принять и непосредственно сам потребитель. Скажем, купил человек пару ботинок местного производства, а они через неделю приказали долго жить. До недавнего времени у покупателя было два пути – либо предъявлять претензии производителю, либо, если тот откажет, подавать на него в суд. С введением обязательного страхования качества, у потребителя появилась еще одна дорога – к страховщику. Если его эксперты действительно подтвердят вину производителя, ущерб потребителю будет возмещен из фонда страховой компании. Кстати, в Татарстане заниматься страхованием качества продукции и услуг будут 7 компаний.
Как же рядовой потребитель сможет узнать, застрахованы ли те же купленные им ботинки? Андрей Шабаев просил по этому поводу не беспокоиться: «Как обладание сертификата соответствия международной системе контроля качества является для наших производителей предметом гордости, так и страховой полис будет свидетельствовать об их престиже. Так что значок «Ответственность застрахована» обязательно появится прямо на этикетках».