В первый же день колонна взяла высокий темп и прошла 39 километров. По Подмосковью шли медленнее, но из графика не выбились. На всем пути водители проезжающих по трассе автомашин приветствовали демонстрантов включенными фарами и гудками, жители сел встречали хлебом-солью.
- Мы увидели тех, кого защищаем, и поняли, как простые люди переживают за армию, как любят военных, - говорит майор запаса Арам Хачатрян. - Особенно запомнилась встреча с братом Юрия Гагарина Валентином. Он подарил нам свою книгу. В Бородино пожилая женщина Наталья Юрьевна Олейник настояла, чтобы мы попарились в ее небольшой, но жаркой баньке. За время похода никто не сошел с трассы.
Кто в колонне? Офицеры отвечают коротко, не замедляя шаг.
- Старший прапорщик запаса Олег Прокопьев. 57-го года рождения. 20 календарных лет службы. 18 из них - на Крайнем Севере (Северный флот). В 97-м уволился и приехал в Люберцы, где проживала жена. В очереди на получение жилья отказали. В Твери, где живет дедушка, все-таки поставили на очередь, но когда она подойдет - неизвестно. Женат, двое детей.
- Капитан 3 ранга в отставке Рим Байбурин. 56-го года рождения. В 79-м окончил Тихоокеанское ВВМУ. Служил на Тихоокеанском флоте во Владивостоке. Выслуга - 24 календарных года, с льготами - 30. Уволен в 98-м по состоянию здоровья без предоставления жилья.
Все истории удивительно похожи: при увольнении в запас обещали дать квартиру, а когда уволился, чиновники вычеркнули из списков на жилье, но продолжают кормить обещаниями.
Чиновников понять можно. В год государство должно выделять 30 тысяч квартир. Но уже несколько лет этот план не выполняется. А тут... Представьте офицера, который отдал армии лет 20-25 и собрался уходить в запас. Он нашел приличное место работы на гражданке, которое ждать не будет. Что делать? Подавать заявление об увольнении! Чиновник рад и с удовольствием пишет гарантийное письмо, что его часть предоставит крышу, ну, буквально в течение месяца. А потом начинает играть на волынке. Ему бы обеспечить жильем тех, кто продолжает нести службу. Таких в нашей армии почти 170 тысяч. Через год, если ничего не менять, эта позорная цифра станет больше еще на 20 тысяч. Добавьте сюда 30 тысяч бесквартирных сотрудников ФСБ и 160 тысяч - МВД. Не надо забывать и о том, что у нас еще не каждый генерал обеспечил себя хорошей дачей, а вы - о 160 тысячах квартир для уволенных в запас. Если без шуток, то каждый третий офицер у нас в стране - бездомный. В общей сложности получается, что около 570 тысяч семей действующих и уволенных в запас военнослужащих и работников правоохранительных органов не имеют крыши над головой - 2 миллиона россиян. Эти цифры красуются на борту автобуса, который сопровождает колонну.
- Больше 10 лет государство решало другие проблемы. Мы понимали, что до нас руки не доходят, и молчали. Теперь настала пора напомнить властям, что военные бедствуют, что решение их проблем не терпит отсрочки, - таково общее мнение всех, кто идет в колонне.
- Какова реакция чиновников на поход? Я вот слышал, что некоторые считают его фикцией. Поговаривают, будто вас на автобусах возят...
- Думаю, это одна из уток, запущенных чиновниками, чтобы дискредитировать марш протеста, - высказывает предположение Арам Хачатрян. - Но мы на провокации не поддаемся. Много ли их? Хватает. Как только мы пересекли границу Московской области, над колонной появился вертолет Министерства обороны.
Давление сверху в полную силу ощутил на себе участник марша протеста майор запаса Владимир Бочаров. Его квартирная проблема уже несколько лет решается в судах, но ясности в деле так и нет, как и жилья. Вот что он рассказал:
- На привале ко мне подошел подполковник из Вяземского райвоенкомата. Говорит, что сейчас соединит меня с заместителем командующего Московским военным округом по воспитательной работе генерал-майором Веселовым. Я взял телефон. Генерал заверил, что мое дело будет пересмотрено и справедливость восторжествует. Надо же! Столько лет не могли разобраться, а тут в течение нескольких минут ставится точка. Правда, Веселов попросил оставить колонну и тут же приехать к нему на прием. Я не согласился...
- Военные, с которыми мы встречались в пути, - продолжает Хачатрян, - пожаловались, что им приказано не приближаться к колонне. А ведь по пути мы наводили порядок у памятников воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. И ни разу к нам не присоединились офицеры местных военкоматов, которые по идее и должны следить за состоянием обелисков. Они выполняли приказ не поддерживать марш протеста. Больше того: действующего офицера Тимура Кошелева, брат которого идет с нами, уже вызывали на ковер московские военные чиновники и пригрозили отправить в самый отдаленный район продолжать службу, хотя Тимур ни шага не прошел в колонне.
- Но ведь были генералы, которые поддерживали марш-протест. Как они ведут себя сейчас?
- Умывают руки. Генерал армии в отставке Михаил Моисеев, бывший начальник Генштаба, был полностью на нашей стороне. Но когда мы пошли, он вдруг открестился и потребовал, чтобы региональный профсоюз (он является главным организатором похода) срочно освободил офис в здании на Поклонной горе. Мы подозреваем, что таким образом чиновники хотят сорвать Всероссийский форум по проблемам обеспечения жильем военнослужащих. Что за форум? Мы хотим провести в столице 24-25 октября совещание, куда собрать только бездомных офицеров, которые знают проблему изнутри.