- Документ получился очень объемный и по большей части скорее теоретический. Честно говоря, после его изучения возникает больше вопросов, чем ответов.
Начну с того, что настораживает. Это прежде всего новые термины, обозначающие субъекты территориального устройства, - муниципальный район, поселение и т.д. Их характеристика явно недостаточна для практического применения. Если говорить о Сочи или Анапе - курортах федерального значения, или о курортных местностях, или, скажем, о закрытых административно-территориальных образованиях, то их статус в законе практически не отражен. Например, в законе появился термин "внутригородская территория города федерального значения", а самих базовых понятий - "город федерального значения", "город-курорт", "курортная местность" или "курортное поселение" - в тексте нет.
Сегодня, как можно понять из нового закона, Сочи из единого муниципального образования должен трансформироваться в некое объединение: по нашим прикидкам, на его территории должно появиться 16-18 муниципальных образований с поселениями, которые все вместе войдут в общий "котел" под названием "город Сочи". Как именно это произойдет - нам до конца неясно. Есть территории-доноры, а есть и такие, которые не могут зарабатывать деньги. В Сочи финансово успешные районы через муниципальный бюджет сейчас делятся своими доходами с отстающими. Уже сейчас можно сказать, что система заключения каких-то договоров, предусмотренная законом, может вызвать определенные трудности. Правда, у закона есть безусловный плюс: более четкое соблюдение баланса прав и ответственности муниципальных образований.
Есть вопросы и к системе управления. Если, скажем, в Сочи будет создан конгломерат из 16-18 муниципальных образований, а в Конституции закреплено право их самостоятельности, то каким образом ими будут управлять? Ведь город - единый организм. Вообще все, что касается системы управления, в законе написано довольно-таки тяжело и не очень вразумительно.
А что делать с единым Генеральным планом застройки и развития города? Разбивать его на "лоскуты", выделяя отдельные части для каждого муниципального образования? Все эти вопросы для нас непраздные: надо приводить в соответствие с новым законодательством устав города, уже приступила к работе комиссия по созданию его новой редакции. К тому же надо вносить коррективы в законы Краснодарского края - мы в этом всегда участвуем, формируя свои предложения.
Новый закон создает систему, которая увеличивает число представителей народа в представительных органах власти, которых теперь станет больше, - они должны будут формироваться в каждом муниципальном образовании. Если в Сочи сохранится нынешнее территориальное устройство, заложенное еще лет 60 назад и с тех пор почти не менявшееся, никому от этого хуже не станет. Если вновь появятся сельские, районные или по новой терминологии - окружные депутаты, если городское собрание останется в том же количественном составе, то такой расклад ничем нас не удивит - схема эта для Сочи привычная. Она и сегодня может стать работоспособной, если мы получим четкие ответы на вопросы: как будут формироваться бюджеты новых муниципальных образований и кому делегируются функции управления территориями и финансами?
Пока же исходя только из буквы закона очень трудно определить, что станет с нашим городом в обозримом будущем.