"Эпоха разборчивости", когда разница в политических программах участвующих в выборах сил играла важную роль на региональных выборах, практически завершилась. Уже ни для кого не секрет, что для среднего российского избирателя личные качества будущего губернатора традиционно важнее его политических предпочтений.
Между тем кандидаты на губернаторские посты и сегодня оказываются связанными с той или иной партией. Но дело тут вовсе не в том, что политические объединения, объявляя о своей поддержке того или иного участника предвыборной гонки, "живут по вчерашней моде", - речь может идти как раз о новом политическом явлении.
Соискатель губернаторского поста оказывается под сенью партийных знамен, как правило, двумя путями: приходит к идеологически близкому объединению сам либо партия объявляет его "своим", решив, что из всех представленных в регионе кандидатур именно он устраивает ее в наибольшей степени. Характерной иллюстрацией первой типичной ситуации можно назвать декабрьские выборы в Москве или Башкортостане, а второй - выборную гонку в Тверской и Кировской областях.
Хотя столичный мэр Юрий Лужков формально и выдвинулся как частное лицо, вопрос о связи с "Единой Россией" он решил весьма радикально, заняв сначала руководящий пост в руководстве этой партии, а впоследствии и место в головной части списка ее кандидатов на парламентских выборах. Так что его "отстраненность" можно считать лишь неким технологическим приемом, не меняющим существа дела, поскольку выборы в Думу и выборы столичного градоначальника пройдут в один и тот же день.
Аналогично поступил и президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Такой способ взаимодействия с политическими организациями федерального уровня, как правило, характерен для регионов, экономически вполне благополучных.
В Тверской и Кировской областях ситуация совершенно иная. Это дотационные регионы, где нынешнее положение вещей явно не устраивает федеральный центр. Отношение центра к руководству этих регионов было озвучено как через Генпрокуратуру, так и через местное отделение "Единой России", которое предало огласке сомнительную ситуацию с расходованием федеральных дотаций. Характерно, что в сложившейся ситуации в обеих областях достаточно серьезными кандидатами являются ставленники КПРФ.
Понятно, что в такой ситуации, выбирая, кого поддержать из уже зарегистрированных кандидатов, центральная власть через партийных представителей решает вполне определенную задачу. А именно: всемерно способствовать избранию на губернаторский пост человека, во-первых, обладающего определенными управленческими навыками, а во-вторых, способного не осложнять взаимоотношения с Москвой проблемами личностного и тем более идеологического характера. И неудивительно, что в Тверской области на прошлой неделе была официально озвучена поддержка со стороны "Единой России" кандидата Дмитрия Зеленина (зампреда Госкомспорта РФ).
Таким образом новое явление, которое неизбежно проявится на губернаторских выборах в декабре, состоит в оживлении на региональном уровне борьбы партий, идеологической только по форме. На самом деле выбор избирателей будет состоять в том, какой вид взаимоотношений с федеральным центром они считают более выгодным: сотрудничать с ним или вступить в конфронтацию. И оппозиционный подход КПРФ представляется здесь весьма уязвимым - региональная власть в дотационном регионе весьма зависима от центра, и фактически первое, что должен будет сделать ярый критик Кремля, оказавшись в губернаторском кресле, - это дать понять, что разделяет цели и методы Президента.