23.10.2003 02:00
Власть

Сахалинская элита в растерянности

Текст:  Артем Кузнецов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3327)
Читать на сайте RG.RU

Текущий политический сезон дает аналитикам дополнительную пищу для размышлений - до конца года пройдут выборы не только депутатов Госдумы, но и глав нескольких российских регионов. С точки зрения анализа электоральной ситуации особый интерес представляют выборы губернатора, которые 7 декабря пройдут в одном из самых удаленных российских регионов - Сахалинской области.

Трагическая гибель Игоря Фархутдинова, на протяжении семи лет руководившего областью, застала врасплох представителей местной политической элиты. У потенциальных кандидатов на губернаторский пост не было времени, чтобы должным образом проанализировать сложившуюся ситуацию и выработать наиболее выгодную стратегию собственного продвижения. В результате все нюансы предвыборной ситуации предстали перед взором наблюдателей в почти неприкрытом виде. Положение, сложившееся в этом субъекте Федерации, так явно напоминает общероссийское, что Сахалинскую область без преувеличения можно рассматривать как действующую модель федеральных выборов. Параллели очевидны. В первую очередь это касается исходной ситуации. На смену упадку и потрясениям начала 90-х годов пришла стабильность, начался экономический рост. Подобно тому, как граждане России в большинстве своем связывают начало стабилизации с именем Владимира Путина, значительное число сахалинцев и курильчан главную причину возрождения своего региона видят в деятельности последнего губернатора - Игоря Фархутдинова.

До его прихода область, богатая различными природными ресурсами, переживала не лучшие времена. Локомотивом для развития экономики области стало наиболее яркое достижение действующей администрации - начало добычи нефти и газа на шельфе Сахалина. В настоящий момент успешно реализуются проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", на очереди еще несколько - от "Сахалин-3" до "Сахалин-9". Областная администрация взяла курс на высокотехнологичное развитие нефтегазовой промышленности, а также традиционных отраслей сахалинской экономики: угольной, рыбной, лесной. Значимым шагом в этом направлении должно стать строительство завода по производству сжиженного природного газа. Деньги, заработанные на шельфовых проектах, обеспечивают дополнительное финансирование социальной сферы.

Политической силой, однозначно заявившей о своей приверженности курсу Фархутдинова, стала действующая администрация области во главе с и.о. губернатора Иваном Малаховым, ранее занимавшим пост первого вице-губернатора. Место оппозиции на уровне региона занимает мэрия Южно-Сахалинска во главе с Федором Сидоренко - давним противником погибшего губернатора. Федор Сидоренко в третий раз выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора Сахалинской области. Как показывают опросы общественного мнения, значительная часть населения региона связывает свои надежды на лучшую жизнь с продолжением прежней политики. Как следствие, среди двух десятков претендентов на роль главы региона почти нет таких, кто открыто требовал бы отказа от курса Фархутдинова. Может статься, что наибольшие шансы занять пост губернатора у того кандидата, который сможет убедить сахалинцев и курильчан в своей способности обеспечить преемственность власти, сохранить стабильность, создать условия для дальнейшего поступательного развития региона.

Многие жители области испытывают опасения, что приход к власти кандидата из числа оппонентов погибшего губернатора приведет к дестабилизации, поскольку будут нарушены договоренности, которых Игорю Фархутдинову удалось достичь с инвесторами и федеральными властями. Сложившаяся ситуация порождает немалые трудности для кандидатов от оппозиции, не предложившим пока реальной альтернативы тому курсу, который проводил бывший губернатор.

Чтобы перехватить инициативу, оппозиционерам необходимо сделать почти невозможное - доказать избирателям свою способность более грамотно распорядиться достижениями периода Фархутдинова. Также можно предположить, что, понимая всю сложность выбора, кто-нибудь возьмет на вооружение тактику размывания электорального поля. Сейчас в списке претендентов на пост главы региона появилось уже два десятка фамилий, многие из которых почти не известны в регионе. Сработает ли такая уловка, мы узнаем в ближайшие полтора месяца.

Внутренняя политика Сахалинская область Дальний Восток