Для большинства иностранцев Бирма (теперь она официально именуется Мьянма) начинается с Рангуна. А попав в бирманскую столицу, просто нельзя не увидеть главную достопримечательность страны - золотой колокол Шведагона. Гигантская пагода значит для Рангуна неизмеримо больше, чем Эйфелева башня для Парижа. Это не просто главный ориентир, заметный отовсюду. Сверкая золотом на фоне темно-синего неба, Шведагон буквально подавляет бирманскую столицу своим величием. Он вызывает больше, чем
восхищение, - священный трепет.
И все-таки сравнение с Эйфелевой башней в чем-то правомерно. Самая большая в мире буддийская пагода напоминает колокол с длинной рукояткой. Если бы Эйфелева башня пошире расставила свои стальные ноги, если бы ее четыре грани были окольцованы концентрическими окружностями и если бы на эти кольца были положены золоченые листы, получилось бы нечто, весьма похожее на Шведагон.
К подножию пагоды ведут четыре лестницы с навесами от солнца. Поднявшись по ста восьми ступеням, попадаешь на священное кольцо, опоясывающее Шведагон. Белый камень, отполированный тысячами босых ног, словно зеркало, отражает выстроившиеся вокруг Шведагона малые пагоды и храмы. Всюду много молящихся, но не чувствуется фанатической одержимости. Царит скорее атмосфера народного праздника, веселой ярмарки. Словно какие-то экзотические песни, слышатся крики продавцов воды. Паломники покупают у них воду, дабы облить одну из статуй Будды. Это обычный способ выражать свое религиозное чувство.
Но некоторые бирманцы поступают иначе. Можно забраться на вершину стометровой пагоды и собственноручно добавить золота к ее сверкающей поверхности. Честно говоря, я не сразу понял, как это делается. Как может золотая пластинка приклеиться к гигантской башне? И вот удалось познакомиться с мастерами превращать золото в столь тонкие пленки, что они трепещут и разлетаются даже от человеческого дыхания.
Эта технология передается со времен Средневековья. Из золота сначала тянут тонкую проволоку. Потом ее расплющивают молотками, превращая в золотую ленту шириной с палец и толщиной, как у оберточной фольги. Затем эту ленту режут на квадратики и помещают между листами специальной бумаги, сделанной из бамбука.
Каждый квадратик кладется на середину бумажного листа, похожего на вощанку для компресса. Эти пары складывают по 96 штук и стягивают пачку ремнями из оленьей кожи. Потом по ней шесть часов колотят деревянным молотком. Каждый квадратик расплющивается в окружность размером с ладонь. Ее снова режут на части и опять прокладывают листками бумаги. Операция повторяется трижды.
В конце концов золотые кружочки становятся настолько тонкими, что трепещут от дыхания человека, находящегося на расстоянии метра. В помещениях, где делается сусальное золото, нельзя даже обмахиваться веером.
Когда пластинки становятся наконец достаточно тонкими, их перекладывают листками другой, мягкой бумаги и продают верующим как жертвенное золото. Если их приложить к статуе или крыше храма, драгоценный металл приклеивается к поверхности как переводная картинка. Благодаря этому каждый верующий может почувствовать себя причастным к созданию святыни. Даже бедняку под силу купить несколько таких листков и сознавать, что в сверкающей на солнце пагоде есть и частица его золота.
Бирму называют Золотым царством. Куда ни глянь - от горизонта до горизонта золотятся рисовые поля.
Религия сумела приспособиться к условиям этой благодатной для земледельцев страны. Буддизму в Бирме отнюдь не присущ аскетический фанатизм, характерный для Тибета. Шестилетние мальчики приходят на несколько лет в храм, как поступают в приходскую школу. Изучая священные тексты, они овладевают грамотой и вновь возвращаются к мирской жизни. От верующего требуются лишь пожертвования. Тончайшие пластинки, прилипающие к блистательному колоколу Шведагона, - удобный способ превращать золото рисовых полей в золото храмов.