24.10.2003 01:55
Общество

Какая она молодежь

Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3329)
Читать на сайте RG.RU

- Ирина Дмитриевна, неужели современная молодежь настолько отвратительна? У нее действительно нет никаких идеалов?

- Это вечная песня людей старшего возраста, о том, что у молодых нет никаких идеалов, а идеалы были только у них. Это большое заблуждение. При этом путают две довольно существенные вещи. Это такую пропаганду идеологическую, которая выдавалась за идеалы, все время педалировалась идея, что деньги - это ерунда, а главное - душа, романтика и так далее. А поскольку это было таким лейтмотивом эпохи, в жизни забывали, что реальность немножко другая, чуть-чуть забыли о деньгах, вообще, странно. В этом смысле я бы сказала, что в нынешнем мире просто меньше лицемерия. Стало нормальным считать, что нужно думать о деньгах, зарабатывать деньги. Я не вижу здесь никакого падения. И только приветствую, что люди стали говорить об этом спокойно. И в этом смысле я не вижу совсем никакой разницы между моим поколением и поколением родителей и т. д. Вся проблема в том, что тогда действительно невозможно было заработать. Люди надрывались, искали подпольные пути. Вот тут важно не путать две вещи: вот такое социальное лицемерие и некоторую реальность. В этом смысле молодежь не хуже и не лучше своих предков. У нее просто больше шансов в этом плане.

А упреки в том, что у молодежи нет какой-то идеи - это тоже от старого тоталитарного общества. Если молодежи достаточно новой идеи быть богатой и здоровой, согласитесь, это куда лучше, чем нищей и больной. Я не понимаю, почему это считается менее достойным, чем, выпучив глаза, бежать за какой-то мировой революцией. Человек имеет право на счастье, и это вполне достаточная цель.

- Новое поколение упрекают в меркантильности, будто и образование сегодня получают лишь для того, чтобы побольше денег заработать.

- Я не понимаю: а для чего тогда образование получать? Вообще это тоже советский стереотип. Я просто хочу защитить новое поколение, хотя и не идеализирую его. У нас опять путаются идеи некоторого личного совершенства (например, ты книгочей, любишь читать) и профессионального. Профессия должна приносить деньги, что, кстати, совершенно не исключается моральный престиж. Ситуация советского периода, когда людям не платили денег, унизительна. Врачи, учителя, юристы до сих пор влачат нищенское существование. Получается, квалификация людей вообще не ценится. И я бы сказала, что прекрасно, если ситуация будет меняться, люди, получившие образование, должны получать больше.

У нас в голове какое-то перевернутое сознание. Получатся, что образование - это привилегия, тебе дали образование, ты должен благодарить неизвестно кого и еще денег не проси за это.

- Старшее поколение укоризненно замечает, что молодежь нынче разучилась читать...

- Мы опять-таки довольствуемся некоторыми советскими цифрами (огромные тиражи и так далее) и забываем, что цифры того времени дутые, они подделывались в угоду известным установкам. И теперь мы стали жертвами собственного обмана. С другой стороны, никто не учитывает, что огромные тиражи совершенно не означали читательского спроса. В библиотеках стояли нетронутые, нераспечатанные тома. Чтобы судить, хуже стало или лучше, надо бы научиться исследовать предыдущую эпоху. Не исключаю, что сегодня читать стали больше.

Молодежь на самом деле очень разная. Есть чудовищная публика, есть совершенно замечательные современные мыслящие люди, есть обыватели. Как в любой стране, в любом поколении.

Я в какой-то степени завидую сегодняшней молодежи: ей легче добиться какой-то цели. Нам было значительно сложнее в силу целого ряда ограничений, и требовалось намного больше усилий, чтобы пройти какие-то ступени, которые сейчас проходят спокойнее. Я, например, работала в журнале, и стать старшим редактором было целой проблемой, особенно для женщины. В этом смысле мы были обречены. Возможности быть тем, что сегодня называется "фри ланс" тоже практически не было. Я вижу проблему немножко в другом. Все эти жалобы, что молодежь не читает и прочее, может быть отчасти даже справедливы, здесь есть один момент, связанный с быстрым внедрением новых технологий. Например, к культуре чтения нужно долго приучать. Известно, что письменная культура требует долгих лет навыков, а дети, которые привыкли к новым технологиям в этом, плохо воспринимают старые методы обучения. Отключить телевизор сегодня довольно сложно. Значит, детям требуются изменения всех систем, навыков обучения чтению. Конечно, смотреть телевизор легче, ясно, что ребенку хочется побегать погулять, а не учиться, это все прошли. Значит надо искать, наряду с появлением новых соблазнов надо найти подход через другие источники.

Например, когда говорят, что это безобразие, когда дети смотрят фильм, а не читают книжку. Я считаю, что это отлично! Почему телевизор не может быть элементом воспитания. "Идиота" показали, теперь народ побежал скупать Достоевского. Так почему бы не развить идею экранизации лучших произведений с тем чтобы люди читали? Почему-то пойти в театр и посмотреть Достоевского считается нормальным, а посмотреть сериал до сих пор считается какой-то "попсой". А на самом деле упускается возможность приучить новых людей к чтению. Чем упрекать молодежь, жаловаться, что она такая-рассякая, надо самим, по-моему, мозгами шевелить.

- Можете сказать, какое оно, сегодняшнее поколение?

- Без комплексов. Свободное. Это видно хотя бы по тому, как люди двигаются. Раньше нашего человека за границей можно было узнать по походке. Сейчас люди раскрепостились. Я вижу это по своей дочке. Я вспоминаю себя в ее возрасте... Мы были зажатые, закомплексованные. Достаточно посмотреть на молодых людей, как они раскованно сидят на траве, как они двигаются. У меня просто был шок, когда я студенткой впервые приехала за границу: люди спокойно сидят на траве, в обнимку... А вот вы зря смеетесь! Эти детали никогда не попадают в официальные разговоры старых хмырей, который рассказывают, как было замечательно при советской власти. У нас же невозможно было сесть на газончик, милиция тебя сразу же замела бы, будто ты хулиган какой.

Социология