25.10.2003 01:15
Общество

Сериал про бедную Настю

Текст:  Галина Романова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3330)
Читать на сайте RG.RU

"Мы лишь помогаем российским коллегам, никакого диктата" - прокомментировали ситуацию режиссер Гарри Боуэн и продюсер Эрик Превен. Стоит напомнить, что это не просто заокеанские партнеры, а признанные мастера производства сериалов, таких как "Улица Сезам", "Санта-Барбара", "Секс в большом городе".

Впервые производство подобного отечественного жанра - сериала "Бедная Настя" - проходит по американской технологии, это когда съемки ведутся параллельно с эфиром. Зрителю, конечно, все равно, кто из режиссеров - телевизионный, актерский, из мобильной группы или режиссер "пост-продакшен" "выдаст" им новый, аж 120-серийный фильм. Главное - непрерывное интригующее действо, не конкурирующее с "Петербургскими тайнами", но во многом с ним схожее - далекое, красивое, но в основе своей тайное и закрытое от современников.

Но сначала о тайнах, которые никто не скрывает на съемочной площадке киностудии "Мосфильм" - в двух ее огромных павильонах на площади более 2000 кв. м установлены 52 декорации - сборно-разборные, каждая из них может быть собрана за 3-4 часа. Свет при съемках тоже имеет важное значение - он управляется с компьютера. Вся эта технология и дает возможность снимать проект суперэффективно - производство каждой из серий чуть опережает ее показ в эфире. Три телевизионных режиссера поочередно отвечают за съемку в студии. У каждого из них уходит две недели на подготовку и неделя на съемку блока из пяти серий - здесь анализ сценария, раскадровка, подготовка костюмов, декораций, реквизита и многое-многое другое.

И все-таки, поскольку проект, как сказал Александр Акопов - продюсер сериала "Бедная Настя", президент компании "АМЕДИА", - "соединение культур и технологий российско-американских, то я очень рад, что наши сопродюсеры из Columbia Pictures (Sony Pictures) согласились не идти по пути прямого копирования американского или бразильского опыта, а проявили гибкость и такт по отношению к нашим "представлениям о прекрасном". Сотрудничать с великими голливудскими студиями нужно и можно - "это непросто, но очень интересно".

Накануне премьеры "Бедной Насти", собравшей на презентацию сотню московских и зарубежных корреспондентов, Джефф Лернер, сопродюсер, вице-президент Sony Pictures, ответил в эксклюзивном интервью на такой вопрос: "Что вас заинтересовало в "Бедной Насте"?

- В этом сценарии очень много любви, настоящих человеческих чувств - любовные треугольники существуют в житейских отношениях людей любой национальности, но самое главное - это исторические персонажи ХIХ века. Зрителям по всему миру будут интересны линии взаимоотношений российских монархических особ - Николая I и его наследника Александра. Интрига и других персонажей привлечет телеаудиторию: жанр телесериала дает возможность увидеть характеры в развитии. Представьте себе - 120 серий чуть ли не каждый день будут вас держать в напряжении. Признаюсь, что это настоящее русское произведение, которое превосходит многие наши американские сериалы. Как сказал Гарри Боуэн, наш режиссер-консультант, он чувствует, что может скоро остаться без работы! Российские режиссеры невероятно талантливые и легко обучаемые - все схватывают на лету. В отличие от наших сериалов, в "Бедной Насте" много натурных съемок, исторических декораций, которые мы, конечно же, не могли бы достоверно изобразить - мы взаимно обучаемся.

Разговор продолжил Александр Роднянский, сопродюсер, генеральный директор телеканала СТС: "Надеемся, что этот проект сможет конкурировать в пространстве более широком, чем российское телевидение. Это первый случай в истории отечественного ТВ, когда проект сделан совместно с компанией, у которой мы привыкли покупать фильмы для показа в эфире, но мы не привыкли с ними делать кино. Кстати, сериал уже продан во многие страны Латинской Америки - похоже, это то же самое, что продавать российскую нефть Ираку... Мы становимся частью большой теле-, киноиндустрии".

Теперь о самом главном: что же начиная с 31 октября (эфир в 20.00, канал СТС) увидит зритель в российско-американском проекте "Бедная Настя"? Старик барон Корф (артист Альберт Филозов) вырастил Анну (Елена Корикова) как родную дочь, он мечтает увидеть ее на сцене Императорского театра. Светский Петербург видит в юной артистке несомненный талант, ей прочат большое будущее. Но мало кто знает, что она - крепостная "актриса"... Князь Михаил Репнин влюбился в Анну с первого взгляда, но не подозревает о ее происхождении. Сохранит ли Репнин свою любовь, когда тайна Анны раскроется?

Разные семьи вовлечены в эту любовную историю. Жестокая Мария Долгорукая манипулирует своими дочерьми и мечтает завладеть соседским поместьем Корфов. Свою старшую дочь Лизу она прочит замуж за ненавистного Забалуева, предводителя уездного дворянства... Вот эту сцену корреспондент "РГ" и застала в павильоне "Мосфильма".

- Тишина! - грозно произносит помощник режиссера. - Дубль один! - и она как мышка, незаметно, убегает со съемочной площадки. Действие кадра начинается: Мария Алексеевна Долгорукая (Ольга Остроумова) нежно беседует со своими дочерьми - Лизой (Анна Табанина) и Соней (Людмила Курепова). Явление второе: входит Андрей Платонович Забалуев (Александр Филиппенко) - благообразный барин, типаж которого, кажется, очень нравится знаменитому актеру. Тут по ходу дела эта эмоциональная сцена дублируется еще пару раз - но все в темпе. Потом опять небольшая репетиция и снова: "Мотор!" Гримеры, костюмеры, посторонние люди около съемочной площадки замирают на минуты - идут сцены, за которыми впоследствии должны с вожделением наблюдать зрители "Бедной Насти". На сегодня работа окончена, правда, совсем к ночи. Но в небольшой паузе на перерыв уставшая Ольга Остроумова все-таки нашла в себе силы, чтобы ответить на вопрос: "Как вы попали в ХIХ век?"

- Я не очень современный человек, и век позапрошлый мне знаком: недавно был показан сериал "Змеиный источник", где я играла. Но когда пригласили в 120-серийный проект "Бедная Настя", согласилась не сразу. У меня и без того очень много работ, и сроки этого фильма требовали отказа от других съемок. Но все же исторический материал сценария возобладал - мне стало любопытно проявить себя в крупномасштабном киноповествовании. Да и с молодыми талантливыми актерами, которые мне годятся в дети, было очень интересно работать.

А вот известный артист Александр Филлиппенко, за чьим персонажем скрываются темные дела и коварные планы, относится к своей роли с явной иронией: "Мне очень понравились костюмы, они напомнили мне те, что были в моноспектакле "Мертвые души" - те же бантики, те же жилетки, воротнички. Но сюжет... Обычно я так работал: берешь сценарий, читаешь его до конца, а здесь финала-то и нет, он будет написан лишь к концу съемок. Как создавать в таком темпе образ? Прямо скажу: работать очень тяжело, но необыкновенно интересно. Здесь во всем новая система работы. Ведь вся техника, что остается за кадром, работает на каком-то для меня новом уровне. Это некое производство сериала, своеобразный завод, синдикат. Но творчество все равно никуда не уйдет - я ощутил специальную манеру актерской игры в сериале. Кстати, до сих пор не имею у себя дома компьютера - все недосуг. Но после окончания "Бедной Насти" обязательно куплю себе "ноутбук" и буду с друзьями по нему общаться: чувствую, что другой возможности с каждым днем все меньше и меньше. Завтра, например, у меня спектакль в одном театре, через день - премьера в другом.

В этот день в театральной режиссуре съемочного процесса главенствовал Петр Штейн.

- Как вы, театральный режиссер, не убоялись "неизвестного" сценария в 120 серий?

- Это новая качественно профессиональная работа в моем творчестве. Были, правда, и телевизионные работы, вообще-то знакомые мне принципы работы. И сейчас в павильоне выстраиваю некий спектакль - сложные съемки по трем камерам, но это меня не пугает. Я знаю сценарий "на сегодня", линию поведения персонажей-артистов - когда скомпануется множество и технологических процессов, все встанет на свои логические места.

- Петр Александрович, вы как профессиональный и известный режиссер заведомо знали о предстоящем высоком рейтинге масштабного серила?

- Здесь можно было предугадать - историческая интригующая тема, совместный проект двух держав. Но без лукавства признаюсь, если бы мне предложили снять боевик, то согласился бы. Профессия театрального режиссера малооплачиваемая. И я не люблю альтернативы - сидеть дома, смотреть телевизор или снимать боевик: из двух зол выбирают меньшее. Но предпочитаю участвовать в производстве нынешнего фильма: эту историю вижу как соединение самых разных наших классических русских авторов - Тургенева, Толстого, Куприна. Здесь существует некий коллаж литературы ХIХ века, в основном интрига. Если вспомнить фильм Крамера "Корабль дураков", то здесь тоже - корабль, много кают, в каждой своя жизнь и история.

- Как сочетаете работу в театре и на съемочной площадке?

- Когда Акопов пригласил в сериал, во многих театрах у меня остались "хвосты" - у Михаила Козакова например. Сейчас состоялась последняя генеральная репетиция нового спектакля в Театре эстрады с Игорем Угольниковым, двумя Наташами - Варлей и Бондарчук. Антрепризой назвать его не смею, когда на двух табуретках играют двое актеров - у нас полноценный спектакль с огромным составом талантливых актеров.

А то, что сейчас я должен поставить больше десяти тысяч страниц текста в "Бедной Насте", является идеей не столько авантюрной, сколько интересной. Я как бы работаю в другой стране, но на русском языке, с любимейшей мною русской историей.

"Съемки закончены - забудьте!" До этой последней фразы еще достаточно далеко - 120-серийный фильм будут снимать до апреля будущего года. Но уже с последнего дня октября зрители окунутся в водоворот сложнейших интригующих сцен позапрошлой эпохи российской истории. В новом сериале даже название до последней серии останется тайной: кто же все-таки в фильме бедная Настя? В списках действующих лиц она пока значиться не будет. Подождем, увидим и узнаем.

Образ жизни ТВ и сериалы