Попала под эту косу и участник Великой Отечественной войны инвалид Ольга Никитична Булгакова из сорок пятой комнаты в доме N 46 "а" по ул. Металлургов. У нее 12-метровая комнатка, где она по мере сил поддерживает порядок. На соседей, в секции еще шесть "нанимателей", не жалуется. Кухню с двумя газовыми плитами, туалет делят по-братски. Как и "душевую". Правда, более молодые обитатели ходят в баню, а вот Ольга Никитична вынуждена пользоваться только "коммунальной помывочной" - клетушкой метр на полтора, где душ бездействует по причине многолетнего отсутствия горячей воды. Холодную надо согреть в тазу или ведре на плите. В последнее время фронтовичка платила за жилье, как льготница, 50 процентов - всего 76 рублей. Теперь придется выкраивать из 2150 рублей пенсиона в десять раз больше.
- Придется проситься в дом престарелых, - смиренно говорит женщина.
У пенсионерки Людмилы Титовой была половина дома, которую она обменяла на 16-метровую комнату в семейном общежитии по ул. Металлургов, 44 "а".
- За свой счет отремонтировала,- вздыхает, - а тут на тебе, прислали бумагу из "Жилсервиса", что теперь я должна платить 1620 рублей. Эту обдираловку назвали "коммерческим наймом".
Людмила Ивановна показала "апартаменты", за которые приказано платить огромные деньги. В обшарпанной секции проживают три семьи. Вода только холодная. Трубы проржавели, электропроводку вот-вот замкнет...
То, что произошло с жильцами обшарпанных и потрескавшихся домов, в которых тут и там окна забиты фанерой, картоном, полиэтиленовой пленкой, иначе как театром абсурда не назовешь. Люди, в основном строители, специально устраивались на работу в трест "Тулпромстрой", чтобы получить в ведомственных общежитиях хотя бы угол. В момент повального дележа и захвата собственности, с молчаливого согласия властей, жилой фонд, вернее, здания, находившиеся на балансе треста, включили в уставный капитал уже ОАО "Тулпромстрой" и приватизировали... вместе с прописанными там жильцами.
Вот тут бы и вмешаться прокуратуре, ведь был нарушен Указ Президента РФ N 8 от 10.08.1993 г. "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированных предприятий". Но только в 1999 году, и то после многочисленных жалоб жильцов проверка установила, что "указанный жилой фонд был включен в уставный капитал ОАО "Тулпромстрой" в нарушение требований Указа". Почему для этого понадобились письма? Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов областной прокуратуры Лилия Лобанова пояснила, что они работают только по сигналам. Странно. Вместо того чтобы сразу дать понять, что никому не позволено нарушать закон и ущемлять интересы простых людей, прокуратура вольно или невольно дала втянуть себя в некрасивую историю.
"Тулпромстрой", а потом и его правопреемник "Тулдорстрой" в лице ЗАО "Жилсервис" убедились, что не в силах содержать жилье - барыша на нем не наваришь. Совсем другой коленкор - первые и даже вторые этажи в общежитиях. Они сданы, но не "Жилсервисом", а уже другой коммерческой структурой в аренду под склады, офисы... В одном разместилась мастерская по изготовлению... памятников и надгробий. Поэтому было принято решение о безвозмездной передаче жилого фонда в муниципальную собственность Тулы. Но власти города не торопились принимать "презент" без необходимого оформления всех документов и процедур.
- Мы уже устали всем повторять, что не имеем права просто так, с бухты-барахты взять это жилье, - поясняет заместитель главы города по управлению имуществом Геннадий Проценко.- Во-первых, безвозмездная передача должна осуществляться на основании договора дарения имущества, заключенного после государственной регистрации права собственности частного предприятия на недвижимость в учреждении юстиции. До сих пор "Жилсервис" это право не зарегистрировал. Во-вторых, в составе передаваемого фонда обязательно должны находиться первые этажи общежитий и нежилые помещения, которые в настоящее время используются в коммерческих целях. Конечно же, владелец, безусловно, должен привести дома в пригодное для эксплуатации состояние. Только после этого мы можем решать вопросы приемки.
Пока чиновники терпеливо ждали исполнения всех этих процедур, болячка рассосалась сама собой. В этом году обладателем 100 процентов акций "Жилсервиса" стало некое ОАО "Аллонж". Фирма тут же отказалась от намерений передать общежития в муниципальную собственность, обещав три месяца назад на совещании в управе Тулы взять на себя ответственность за надлежащее содержание жилья и не допустить ущемления прав граждан. Но вскоре обещание забыли и приняли волевое решение о 100-рублевой цене за квадратный метр. Кстати, непонятно, как "Аллонж" собирался "содержать в надлежащем состоянии", если счета "Жилсервиса" два года как арестованы, а директор И. Кагамлык пишет во все инстанции жалобы о том, что ее контора не в силах делать ремонт и содержать жилой фонд в 11,5 тысячи квадратных метров.
Во всей этой неприглядной истории много загадок. Как допустили, чтобы жилой фонд, незаконно приватизированный одним хозяином, был продан другому? Почему почти 700 семей, большинство из которых имеют ордера на жилье, оказались бесправными и ненужными никому, начиная от районных властей и кончая столичной? Теперь в эту волокиту втянута и прокуратура Калужской области, туда из Тульской направлено поручение. Оказалось, что "фирмачи" предпочли находиться подальше от своего "производства". Если "Тулдорстрой" юридически прописан в самой Калуге, то домовладелец - "Аллонж" - аж в селе Барятино (что за доморощенная офшорная зона?), за 120 верст от этого областного центра.