28.10.2003 02:30
Власть

Предвыборные технологии завлечения граждан

Красен ли гражданский долг платежом?
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3331)
Читать на сайте RG.RU

Право избирать и быть избранным прекрасно, как все конституционное, и эфемерно, как все российское. Уж десять лет в стране демократия, а люди упрямо не желают принимать всерьез дарованную им возможность лично порулить страной, опуская бюллетени в урну. Манкируют выборами, обижают политиков, голосуя "против всех". По данным ФОМ, 31 процент россиян ходит на выборы крайне редко или никогда. Почему? - спросили социологи "отказников". По 1-2 процента не верили результатам голосования, не доверяли властям, просто не интересовались политикой. 3 процента не хотели или не могли прийти на участки, 6 - не надеялись, что выборы на что-то влияют. Но подавляющее большинство (84%) ответа не дало вообще. Социологи сделали из этого вывод, что "общество пока не приняло такого социального института, как выборы".

С чего бы подобная апатия? В распоряжении "РГ" оказался документ, подготовленный экспертами по заказу одной уважаемой организации, во многом способной воздействовать на исход голосования (назвать источник по разным причинам не можем, но это и не столь важно). Суть сводится к вполне прозрачной мысли: 7 декабря 2003 года новую Госдуму мы, возможно, выберем самым меньшим числом голосов в парламентской истории РФ. Правда, "болото" в данном случае - вещь вполне рукотворная.

Желающие могут самостоятельно построить график: в 1991 году на выборах президента голосовали 76,15% избирателей. В 1996-м в 1 туре - уже 69,85%. 2000 г. - 68,7%. Парламент-1995-й: 64,7% явки. 1999 г. - 61,8%. На региональном и местном уровнях цифры еще ниже. Рекорды 2003 года - 17%, голосовавшие за депутатов городской думы Владивостока, 33,6% - за губернатора Свердловской области, 37,11% - Новгородской, 28,25 - во втором туре в Санкт-Петербурге. В последнем случае Законодательное собрание Северной столицы проявило прозорливость и заранее снизило порог явки с прежних 50% до нынешних 20.

Правда, сравнивать явку на выборы разных уровней социологи считают "некорректным": в конце концов, по данным того же ФОМ, президентские кампании считают "важными" 50 процентов опрошенных, выборы в органы местного самоуправления - 11, губернаторские - 5, парламентские -3, в местные заксобрания - 2. (Можно было выбрать только один вариант ответа, и 30 процентов с этим "затруднились".) Впрочем, по данным ВЦИОМ, перед стартом думской кампании 54 процента россиян все-таки склонялись к тому, чтобы на участки прийти.

Что же может помешать им осуществить благое намерение? Как ни парадоксально, но общественное спокойствие обычно "работает" на снижение явки. "Наступившая политическая и экономическая стабильность (в ряде интерпретаций - "застой") неизбежно вызывает политическую апатию", - пишут эксперты. По их наблюдениям, в среде рядовых избирателей царит скука и ощущение, что "за нас все давно решено". Равнодушие граждан эксперты советуют преодолевать, создавая вокруг предвыборной кампании некую "интригу", придавая им особую значимость. Этому, например, способствуют дискуссии о возможном формировании "правительства партийного большинства", налагающем на Госдуму особую ответственность. Во многих регионах парламентские выборы совмещены с губернаторскими - Охотный Ряд далеко, а кого зачислить в "отцы родные", гражданам небезразлично. Заодно и депутатов выберут.

"Сорвать инерционный сценарий выборов", по мнению экспертов, можно и чисто технологически - "информационной атакой". С особым почтением дается ссылка на политсценариста всех времен и народов Глеба Павловского. Рекомендовано внедрить в кампанию "мощную интригу в виде противостояния двух группировок, приближенных к Президенту", сыграть в обострение внутриэлитной борьбы. "Семейные" против "питерских", НПРФ против "Единой России", вероятность "второго пришествия ЛДПР", "интриги олигархов и Запада по срыву наших выборов" - недостающее вписать, ненужное вычеркнуть, список оборотней представить.

"Антивыборную коалицию" в умах граждан формируют вполне объективные факторы. Грязь, скандалы и административный нажим во время региональных кампаний сформировали у многих людей "реакцию отторжения". Качество "партийного продукта" эксперты тоже считают крайне низким. Среди 44 партий, подавших заявки в Минюст, очень немногие способны мобилизовать "протестный электорат", который, скорее всего, проигнорирует выборы. Стойкое недоверие граждане испытывают к избиркомам и правоохранительным органам, обвиняя их в приписках и "двойных стандартах". В общем-то и без экспертной указки понятно: когда наиболее опасных оппонентов "нужного" победителя перед выборами вычеркивают из списков, забирают в милицию или вынуждают сойти с дистанции "по собственному желанию", избирателям это отнюдь не кажется "торжеством справедливости". Обиженного, как правило, тоже в "ягнята" не зачислишь, да и молчать он не станет. Свою лепту вносят и партагитаторы. Например, нововведение - голосование по почте, о котором с нескрываемой гордостью говорил ЦИК, представители коммунистов немедленно подвергли критике, называя "общественно неконтролируемым" методом.

Кто виноват - понятно. А что делать? Эксперты советуют прежде всего совместить 7 декабря как можно больше выборов в органы власти разного уровня. Когда избирателю надо принять сразу несколько решений - о депутате, мэре, губернаторе и т.д. - он с большей вероятностью пойдет голосовать. Есть и великий принцип "не мельтеши": когда выборы проходят достаточно редко, они не успевают наскучить и кажутся "судьбоносными". Эксперты робко советуют даже увеличить срок полномочий местных лидеров - но умолкают при виде Конституции.

Важен и режим работы избирательных участков. В 1993-м, когда вопрос явки на первые парламентские выборы был сравним по значимости с их результатами, участки работали до 22 часов (в исключительных случаях бюллетени дозволялось принять и чуть позже). Эксперты предлагают продлить его до нуля часов вместо сегодняшних 20.00. Зато начать работу не в 8 утра, а гораздо позже - все равно ранних пташек набираются единицы.

Явка будет сильно подпорчена, если по телевизору будут в день голосования крутить слишком много развлекательных передач и хороших фильмов. Еще одна возможная уловка-2003: пустить, например, слух, что по дачным участкам прокатилась волна краж. Можно не сомневаться, что в выходной день горожане тут же рванут за город проверить, как дела на фазендах - до выборов ли тут! Опыт уже опробован: например, в Тамбове перед голосованием за губернатора однажды уже был профессионально инспирирован слух о нашествии колорадского жука. Пожилые картофелеводы - сторонники бывшего губернатора в массовом порядке уехали давить гадов. Противник одержал победу с небольшим перевесом. Есть и совсем "черные методы" - вроде публикаций за сутки до выборов фальшивого некролога на фаворита гонки...

Чем меньше число кандидатов - тем ярче борьба. Длинный список отвращает избирателей. Случается, что они демонстрируют "полуявку" - бюллетень не бросают в урну, а берут на память... Эксперты советуют бороться с подобными настроениями по старинке, по-советски: взывать к сознательности граждан по ТВ и в прессе, вручать на избирательных участках сувениры и значки "Я проголосовал!", "Я - гражданин!" и т.п. При всей незамысловатости - действует.

За три недели до выборов эксперты предлагают прекратить обмен паспортов: иначе многие окажутся "бомжами поневоле", пока их документы лежат на оформлении, и не смогут получить бюллетени.

Внутренняя политика