29.10.2003 00:40
Общество

Червь-долгожитель

Срок его жизни увеличен до 500 "человеческих" лет
Текст:  Елена Кокурина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3332)
Читать на сайте RG.RU

Калифорнийские ученые проводили эксперименты последовательно. Сначала они вызвали у червя мутацию, подавляющую в организме инсулиновые сигналы (инсулин является гормоном, регулирующим содержание глюкозы). За счет этого черви стали жить вдвое дольше.

Однако когда ученые попробовали действовать в этом направлении более интенсивно, срок жизни C.elegans хотя и продолжал увеличиваться, но они впадали в состояние, похожее на летаргический сон.

Тогда ученые, по-прежнему вызывая мутацию, одновременно удалили у червя репродуктивную систему. И вот такое сочетание дало невероятный эффект. Достигнут рекорд продления жизни среди живых существ.

Руководитель работы доктор Нуно Арантес-Оливейра считает, что инсулиновый контроль управляет "временем жизни" и у млекопитающих. Очень скоро, по ее мнению, подобного результата удастся добиться и с некоторыми их видами.

Комментарий

Достижение американских ученых комментирует директор Института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ, академик РАН Владимир Скулачев, который также ведет исследования по продлению жизни (о чем подробно рассказывал в N35 "РНГ"):

- Это очередная успешная работа в ряду других, которые проводятся в лабораториях мира в последние годы. Так, в 1996 году жизнь того же круглого червя удалось продлить в 5,5 раза - при помощи двух мутаций. Еще более впечатляющий результат получен в 2000 году во Франции. Когда ученые изменили определенный ген у одного из видов грибов, те вместо обычных 25 дней прожили 540, после чего исследователи прекратили вести наблюдение. Это уже двадцатикратное увеличение продолжительности жизни - практически бессмертие!

Что касается действий калифорнийских ученых, которые одновременно проводили манипуляции с генами и удалили репродуктивную систему червя, то это вполне логично. Ведь процессы старения и полового размножения взаимосвязаны. Для меня этот последний эксперимент - еще одно звено в единой цепи исследований и очередной довод в пользу возможности радикального продления жизни.

Наука