Одна из задач начинающейся 49-й Российской антарктической экспедиции - вернуть к активной жизни законсервированную ранее станцию "Прогресс", рядом с которой будет построен аэродром для приема тяжелых самолетов Ил-76 и Ил-18. О подробностях рассказывает начальник экспедиции Валерий Лукин:
- Почему мы возвращаемся к "Прогрессу"? "Столицей" наших полярников в Антарктиде долгое время оставался "Мирный". Однако с 1956 года, когда была открыта станция, материковый купол льда у "Мирного" покрылся трещинами: как оказалось, рельеф поверхности здесь такой, что ледник стекает в море. Тогда этого никто не знал. А теперь ясно, что организация санно-гусеничных походов внутрь континента отсюда сложна. Хотя одной из важнейших задач главной базы как раз должно быть снабжение остальных станций.
"Прогресс" же строился как основная база геолого-геофизических исследований. В 1985 году в стадии обсуждения находилась международная конвенция по разработке минеральных ресурсов Антарктики, и Советский Союз не собирался оставаться в стороне. На берегу залива Прюдс (море Содружества) на восточной оконечности оазиса Холмы Ларсеманн начали возводить двухэтажный дом и вспомогательные сооружения. Место это очень удобное, поскольку оазис представляет собой участок коренных скальных пород длиной около 10 километров и шириной от одного до пяти километров. Четыре глубоких залива делят его на несколько полуостровов.
Станционные сооружения были поставлены вблизи озера на высоте 55 метров над уровнем моря. С востока и юга эта площадка защищена грядами скал, поэтому не заносится снегом. К тому же есть все условия для подхода и разгрузки экспедиционных судов.
Но конвенция так и не вступила в силу. А позже был подписан протокол об охране окружающей среды, одна из статей которого наложила полувековой мораторий на ведение геологоразведки на ледовом континенте. Словом, подобные исследования оказались свернутыми. И в 2000 году "Прогресс" законсервировали.
Теперь интерес к возрождению станции в качестве логистического центра опять возрос. Ведь она расположена на 90 километров ближе, чем "Мирный", к тому же "Востоку". А главное, тут нормальный выход на купол. И по всем наблюдениям, он должен таковым и оставаться.
Но мы подсчитали, что поддерживать в рабочем состоянии имеющееся двухэтажное здание зимой экономически не выгодно. Оно нужно только летом, когда сюда приезжают геологи. Так что есть смысл построить современный зимовочный комплекс на двадцать человек. С современной дизель-электрической станцией, комплексом очистных сооружений и сжигания мусора, нефтебазой, отвечающей всем требованиям, включая экологические, транспортно-ремонтной базой, аэродромом.
Кстати, об аэродроме. Мы уже делали взлетно-посадочные полосы для приема тяжелых самолетов на шасси на станциях "Молодежная" и "Новолазаревская". И на "Прогрессе" проводили пробную укатку ВПП по той же, разработанной институтом "Ленаэропроект", технологии. Новый аэродром позволит увеличить срок работы геологов в Антарктиде на месяц-полтора. Экспедиционное судно добирается сюда во второй половине декабря, а полеты самолетов из Австралии или Южной Африки можно организовывать уже в ноябре. Вот почему интерес к "воздушным воротам" проявляют и зарубежные коллеги.
Кстати, создание на "Прогрессе" нового зимовочного комплекса и аэродрома было заложено в нашу программу еще шесть лет назад. Но дефолт обесценил бюджет экспедиции. Сейчас статья госбюджета "Финансирование российских антарктических экспедиций" увеличивается. Кроме того, на строительство комплекса на "Прогрессе" выделены дополнительные деньги в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.
В этом году на "Прогрессе" зимуют 22 человека. Уже закуплены и завезены в Антарктиду комплексы очистных сооружений и водоподготовки, а также мусоросжигательный. Когда же в Антарктиду прибудет судно "Академик Федоров" со строителями на борту, начнутся работы по нулевому циклу. Рассчитаны они на четыре года.