- Виктор, извините, у вас вообще костюм-то имеется?
- Сейчас он мне особенно не требуется. Но на официальных мероприятиях, поверьте, не ударю в грязь лицом. И слово могу сказать и выглядеть соответственно. Моя жена, кстати тоже бывшая биатлонистка, внимательно следит за моим внешним видом.
- Какой первый совет вы дали губернатору?
- Круг моих обязанностей был оговорен заранее - это вопросы, касающиеся развития спорта в крае. Но главная моя забота - центр зимних видов спорта. Мне бы хотелось создать такой оазис, где могли бы заниматься и юные, и взрослые спортсмены. Постоянно нахожусь в разъездах. Меня хорошо знают в городе, и к чиновнику любого ранга я могу обратиться напрямую по телефону. Так что кабинет особенно не нужен, но, как говорится, по должности положен и в скором времени придется получать прописку.
- Очевидно, вам кто-то составил протекцию?
- Конечно, в окружное правительство очень сложно попасть, тем более на такую должность. Когда я еще был действующим спортсменом, моим мнением постоянно интересовались относительно строительства спортивных объектов, мне приходилось часто встречаться с руководством города и округа, и, очевидно, обо мне сложилось положительное мнение.
- Да, отказаться от него трудно. Кого вдохновит тренерская зарплата...
- Я не хотел быть тренером, хотя зарплата у старшего тренера команды округа, кстати, побольше моей будет. Изначально готовил себя к административной работе. За 20 лет в биатлоне я заработал имя, теперь оно пусть на меня работает. Сейчас многие люди меня называют по имени-отчеству и на "вы", хоть и непривычно, но таковы правила. Это необходимо.
- Наверное, вам сейчас проходу не дают с различными просьбами?
- Действительно, даже тем, кто еще несколько месяцев назад не замечал меня, я вдруг срочно понадобился: помоги, мол, ты теперь влиятельный человек. А я такой, что никогда не скажу твердо "нет", но и не скажу "да". Понимаю, надо быть дипломатичным. Мое любимое выражение - "может быть"...
- Сейчас вам придется бывать на официальные банкетах, сопровождаемых застольями. Вы уже научились правильно "держать рюмку"?
- Наше руководство округа практически не пьет, и мне не нужно подстраиваться.
- В вашей спортивной жизни встречались личности, на которых хотелось равняться?
- Когда я только начинал бегать, то Юрий Кашкаров и Саша Попов казались мне недосягаемыми звездами. А через два года, когда мы стали вместе тренироваться, понял: это обыкновенные люди, хотя и необыкновенно талантливые. И они ни разу не дали повода изменить мое мнение о них, были для меня всегда образцом в жизни и на лыжне. Сейчас я понимаю эту ответственность - быть для кого-то примером.
- В вашей жизни был эпизод, связанный с выступлением за белорусскую команду. Почему же вы не остались?
- В 1994 году у меня обострились отношения с руководством российской сборной, в то время как белорусы сделали интересное во всех смыслах предложение с гарантией того, что я смогу вернуться в российскую команду в любое время. Так потом и случилось. Но в Минске остались друзья, с которыми приятно встречаться. Практически каждое лето бываю в Беларуси, заезжаю в гости к Александру Попову. Он замечательно показал себя в новом качестве организатора и главного тренера белорусской сборной, нам есть, о чем поговорить.
- Виктор, можете сказать о себе, что вы состоятельный человек?
- Конечно, что-то благодаря спорту я заработал, но обеспечен не настолько, что могу позволить себе ничего не делать. Я человек среднего достатка, который должен постоянно работать, чтобы платить за большую квартиру, за хорошую машину, ездить два-три раза в год отдыхать за границу. Много средств отбирает строительство дома. В свое время мне и моему тренеру мэр города выделил земельные участки - в 200 метрах от биатлонного центра. И я сразу мысленно нарисовал себе небольшой двухэтажный домик с сауной, спортзалом и несколькими комнатами, который вот-вот закончу строить. К тому же уже несколько лет занимаюсь фотографией, а год назад купил цифровую камеру. Из любой командировки всегда привожу несколько удачных снимков. Некоторые дарю ребятам, пусть останутся на память. Когда сам бегал, то практически никаких фотографий не осталось. А хотелось бы иметь.
- А чего вам еще не дал спорт?
- Да я как-то не задумывался. Если бы начать все сначала, то, наверно, пошел бы по тому же пути. Здоровья? Жалоб нет. Cтараюсь держаться в форме, понимаю, стоит дать слабинку - и могу прибавить в весе. Сам не расслабляюсь и другим не советую.
- Видно, что из вас получится хороший советник. Может, это задатки от родителей?
- Мои родители никогда не занимали руководящих должностей: мама всю жизнь проработала медсестрой, отец - водителем. В 15 лет я уехал из дома в спортинтернат и с этого времени начал самостоятельную жизнь. В последние годы в спорте тоже тренировался отдельно от команды, все переезды, стыковки планировал сам. За границей было трудно без знания языка, и чтобы освоиться, стал учить немецкий. Теперь в любой обстановке чувствую себя комфортно. Словом, жизнь поработала надо мной. Я человек не без недостатков, но если что-то делаю, то стараюсь делать хорошо.