31.10.2003 00:40
Власть

Не отнимать, но поделить

Известный российский ученый, депутат Госдумы - о том, как сделать экономику эффективной и справедливой
Текст:  Владимир Соколов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3335)
Читать на сайте RG.RU

- Роберт Искандрович, на съезде избирательного блока великороссов вы говорили о переделе собственности. Вы считаете, что это действительно сейчас горящий вопрос?

- Я действительно говорил на эту тему. Но говорил не о переделе собственности, а о перераспределении доходов: несколько уменьшить доходы богатых и увеличить доходы бедных. Это нужно не только из соображений справедливости. Это нужно, чтобы сбалансировать экономику. Нас губит нынешнее распределение доходов. Россия напоминает семью с неумными родителями. В этой семье почти все заработанные родителями средства отдаются одному "самому любимому" ребенку, который тратит их на забавы. В результате всем остальным детям и самим родителям почти ничего не остается - даже на питание. И самая главная беда в том, что родители слабеют, хуже работают и скоро потеряют работу. Пострадает вся семья, в том числе и "самый любимый" ребенок, во имя которого разбалансировано распределение семейного бюджета.

Россия в этом смысле нуждается в переделе доходов. Не собственности, а доходов.

- Но как реально обеспечить справедливое перераспределение от богатых к бедным? Тень матроса Железняка не нависнет над страной?

- Смотря как проводить. Если с умом - все пройдет бескровно и цивилизованно. Во всем мире есть люди, которые получают достаточно большие доходы и при этом без шума платят с них 50 процентов налогов. Не 13 процентов, как у нас. Если вы в Америке купите шикарный лимузин или яхту, то заплатите значительные налоги. Если у вас дом за миллион долларов, то будете платить в местный бюджет 30-40 тысяч долларов в год (3-4 процента его рыночной стоимости). Если же дом дешевый, то и налог с него маленький, посильный владельцу.

Людям с малыми доходами налоги даже возвращаются. В Америке все публичные школы содержатся за счет местного налога с недвижимости. И нам надо осознать, что дорогие коттеджи, яхты, лимузины, иностранные футбольные клубы - все это куплено на наше общее достояние, а не за счет тяжелого и умного труда новых богачей.

- Вы призываете к уравниловке...

- Обращаю внимание: я не предлагаю отнимать. Я предлагаю переходить к разумным нормам распределения национального дохода. К сожалению, власть и политики никак не могут осознать тезис науки: "Чтобы страна больше произвела товаров, надо правильнее распределять то, что уже страной зарабатывается. Иначе страна больше не заработает".

- Гиперинфляцию не накличем?

- Чтобы от повышения оплаты труда не случилась гиперинфляция, основная ее часть должна направляться на покрытие расходов ЖКХ, энергетики, транспорта, отечественной промышленности и сельского хозяйства, а не на импорт. Тогда инфляция будет умеренной, но зарплата вырастет в два раза. Это выгодно трудящимся. Иначе говоря: сначала оздоровление рынка в отечественной экономике, восстановление нормального покупательского спроса и только потом конкуренция на мировом рынке.

Нашей экономике непосильно содержать роскошь, которой пользуются 5 процентов населения. И экономического роста не будет без разумного передела доходов. Чтобы экономика "крутилась быстрее", она должна быть сбалансированной. То есть цены на товары и услуги должны быть сопряжены с затратами на их производство. Во-вторых, зарплаты должны быть сбалансированы с ценами, чтобы за счет зарплаты можно было оплачивать как минимум жизненные потребности по этим сбалансированным ценам. В-третьих, чтобы за счет фонда оплаты труда во внутреннем валовом продукте можно было выкупить все товары потребления, которые производятся (или могут производиться), причем так, чтобы не было ни дефицита, ни перепроизводства. В-четвертых, чтобы распределение доходов между богатыми и бедными не оставляло без ресурсов необходимые потребности государства и производительных сил. И только оставшееся можно было тратить на роскошь богатых. При этом нельзя забывать принципы экономической свободы, открытого бизнеса, тендеры и другие либеральные ценности.

Подчеркиваю: все эти предложения - не левацкие идеи и популизм, а апробированные и принятые в мире нормы.

- Тогда чего же нам не хватает?

- Правительство должно прислушиваться к науке и более согласованно управлять "педалями и рулем экономического автомобиля". Ныне оно давит на все "педали" (газ, сцепление, тормоз) сразу.

- Но Правительство же не враг своему народу. У него есть свои резоны. Повысим зарплаты - вырастет безработица. Вырастет безработица - опять залезай в казну.

- Да ведь чтобы увеличить зарплату или пенсию 25 миллионов человек на 2000 рублей в месяц, надо иметь всего 0,6 триллиона рублей, или 20 миллиардов долларов в год. Эту сумму вполне реально собрать даже через госбюджет, который составляет более 3 триллионов рублей в год.

- Собрать за счет чего? Печатания денег?

- Нет. За счет приемлемого уменьшения доходов богатых.

Давайте разберемся. ВВП России составляет около 13 триллионов рублей. Из них на оплату труда низкооплачиваемых работников приходится 1,5 триллиона. Даже если увеличить эту сумму в 3 раза, тот же ВВП будет стоить 16 триллионов рублей, то есть рост цен и инфляция достигнут примерно 25 процентов. Но оплата труда бедных повысится на 200 процентов(!). При этом существенно возрастет спрос на отечественные товары. Эта, сравнимая с нынешней по величине, но противоположная по эффекту, инфляция - в интересах трудящихся и роста производства.

Это всего лишь перераспределение, которое, конечно, не обеспечит нам сразу европейских стандартов оплаты труда и норм жизни. Но переход этих средств к народу изменит атмосферу в обществе. Сами же средства, вместо того чтобы быть вывезенными за границу в виде капиталов или в виде оплаты за импорт роскоши, поднимут платежеспособный спрос на отечественную продукцию. А спрос - это единственный двигатель рыночной экономики.

- Роберт Искандрович, как согласуются с вашими взглядами на будущее России идеи евразийства?

- Россия - это целая цивилизация. Я как ученый и как гражданин с уважением отношусь к объединяющим, а не разъединяющим людей идеям. Мы потому так тяжело пережили распад СССР, что при всех недостатках, которые были присущи советской идеологии и системе, она сумела сплотить нацию, создать единое человеческое и экономическое пространство. Это пространство даже сейчас не разрушилось, несмотря на таможни и другие барьеры, которыми мы огородились друг от друга. Евразийство как раз и заключает в себе сильное интеграционное начало, которое поможет выстроить мощное государство со справедливой и эффективной экономикой. Кстати, об этом говорили и многие делегаты сегодня на съезде нашего избирательного блока

Внутренняя политика