01.11.2003 02:00
Происшествия

Причины бед Ходорковского

Один сидит, а те - далече
Текст:  Татьяна Панина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3336)
Читать на сайте RG.RU

Тогда проблемы "ЮКОСа", связанные с Генпрокуратурой, только набирали обороты. И потому Михаил Борисович был относительно спокоен, надеясь на "взвешенную позицию Президента". Поговаривали даже о том, что в скором времени олигарх будет принят в Кремле. Но, судя по всему, встреча с Путиным так и не состоялась. Президент дал понять обществу и бизнес-сообществу, что все дела, связанные с людьми, причастными к "ЮКОСу", вполне штатная ситуация. Прокуратура выполняет свою работу, а последнее слово все равно останется за судом, перед которым все равны.

Версий, почему на голову Ходорковского свалилось столько невзгод, - великое множество. Но неизменно на первый план выходит политика.

В мае Совет по национальной стратегии, объединяющий известных российских политологов и аналитиков, опубликовал нашумевший доклад о зреющем заговоре олигархов. Дескать, они решили порулить страной, и институт Президента, как посредник в этом деле, им уже ни к чему. Поэтому олигархи намерены сделать все, чтобы ограничить полномочия главы государства и "трансформировать Россию из президентской республики в президентско-парламентскую". И якобы основным идеологом этих перемен выступает глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский. Может, это совпадение, но уже в начале июля прошли первые аресты - акционера компании Платона Лебедева и начальника Службы безопасности Алексея Пичугина. Однако все эти тревожные месяцы сам Ходорковский ничем не обозначил приписываемых ему столь высоких политических амбиций. В ту нашу встречу он лишь заметил, что будет всеми силами удерживать ситуацию "в экономическом поле", а политические рычаги подключит лишь в крайнем случае. Что стоит за этой таинственной фразой - можно только догадываться.

И только после обыска в детском интернате "Подмосковный", спонсором которого является "ЮКОС", Ходорковский, похоже, пошел ва-банк: "Генпрокуратура перешла черту дозволенности. Но я из страны не уеду! Есть за что сажать в тюрьму - сажайте". Вызов остался без ответа. Но кольцо вокруг Ходорковского начало сжиматься. Не выдержали нервы у акционера "ЮКОСа", миллиардера Леонида Невзлина, и он срочно выехал в Израиль. Топ-менеджеру компании - Василию Шахновскому предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов на миллион долларов. Прошли обыски в офисе адвоката "ЮКОСа", на дачах сотрудников компании. Докатились они и до пиаровской фирмы, обслуживающей партию "Яблоко", финансовую поддержку которой Ходорковский ни от кого не скрывал. Но олигарх как будто нарочно испытывал терпение Генпрокуратуры: отказался явиться на допрос, сославшись на важную деловую поездку по стране. И что называется, напросился.

С 25 октября Ходорковский находится в тюрьме. Его обвиняют по нескольким "экономическим" статьям Уголовного кодекса, среди которых - мошенничество, неисполнение приговора суда, уклонение от уплаты налогов и даже причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, и подделка документов. Между тем 27 октября Ходорковский должен был принять участие во Всероссийской конференции гражданских организаций. Как сказал мне один из организаторов форума, "арест Ходорковского выбил нас из колеи". И пока в кулуарах рассуждали о том, что Михаил Борисович вполне мог бы возглавить правозащитное движение в России, в фойе гостиницы "Космос" шел сбор подписей в его защиту. Известный правозащитник Сергей Ковалев заметил: "Я не знаю, что будет завтра с другими представителями крупного бизнеса. Думаю, власти нужен был прецедент".

Об истории взлета Ходорковского уже немало писали. Кто-то упор делает на его пролетарское прошлое, когда тот работал плотником в жилищно-строительном кооперативе. Другие смакуют комсомольскую юность олигарха, бывшего секретаря Фрунзенского райкома ВЛКСМ г. Москвы. Однако восхождение Ходорковского началось с основанного им Центра научно-технического творчества молодежи, который позже был переименован в Центр межотраслевых научно-технических программ - "МЕНАТЕП". Чем там занимались? Говорят, всем понемногу. Распространяли научную литературу, продавали компьютеры и коньяк, даже делали деревянные ложки и матрешек. Но главным, пожалуй, было внедрение научных разработок в производство. Денег не хватало. Взяли кредит, потом создали банк, который стал одним из первых российских финансовых учреждений, который начал продавать свои акции населению.

По итогам 2002 года состояние Михаила Ходорковского оценивается в 8 млрд. евро. В списке самых богатых людей планеты он занимает 30-е место.

К концу 1991 года Ходорковский стал председателем совета директоров Объединения кредитно-финансовых предприятий "МЕНАТЕП". В последующие пять лет он успел побывать и председателем Инвестиционного фонда содействия топливно-энергетической промышленности с правами заместителя министра топлива и энергетики России, и советником премьер-министра РФ, и заместителем министра топлива и энергетики России. Вполне понятно, что состоявшийся в 1995 году залоговый аукцион по 45-процентному пакету акций "ЮКОСа", совмещенный с инвестиционным конкурсом по продаже 33 процентов акций компании, легко выиграла фирма, получившая гарантии "МЕНАТЕПа". Потом были еще один аукцион, дополнительная эмиссия акций нефтяного холдинга и, наконец, новый инвестиционный конкурс, который стал последним этапом приватизации "ЮКОСа". Параллельно "МЕНАТЕП" прибирал к рукам и другие производства. В 90-х годах, имея приличный начальный капитал и связи, сделать это было не так сложно. "Практически 90 процентов сделок по приватизации проводились тогда либо действительно с нарушением законов, либо были возможны из-за пробелов в законодательстве, - сказал в одном из интервью "РГ" Александр Шохин. - Например, если говорить об инвестиционных конкурсах, то в первой половине 90-х годов не существовало положения, которое бы заставляло покупателей акций выполнять свои обязательства. Потом инвестиционные конкурсы заменили аукционами по принципу: кто сразу платит больше, тот и получает акции. Вспомните, тогда тоже прокатился целый вал скандалов, когда компании получали лицензии на разработку крупнейших месторождений, заплатив в 10-15 раз меньше реальной цены. О них писали в прессе, их обсуждали депутаты".

Но распутывать этот клубок никто не захотел. Власть и бизнес до поры до времени неплохо договаривались друг с другом. Возможно, так продолжалось бы до бесконечности. Ходорковский нарушил правила игры, решив, что у него достаточно сил иметь собственное мнение, "не завизированное в Кремле". Он богат, имеет свою газету - "Московские новости", пожертвовал 100 миллионов долларов на создание ориентированного на развитие российского предпринимательства гуманитарного университета. Похоже, Ходорковский вообще решил изменить свой имидж олигарха, приближенного к власти, на крупного предпринимателя, радеющего за права народа и процветание страны. Не исключено, что делает он это вполне искренне. И кто знает, может быть, когда перед телекамерой Ходорковский жарил во дворе своей дачи и сосиски вместо осетрины, нашлось немало людей, кто проникся к нему симпатией. Но накануне парламентских и президентских выборов, видимо, слишком опасно становиться неформальным лидером.

Суд