01.11.2003 02:30
Культура

Лев Дуров лечит театр классикой

Текст:  Татьяна Хорошилова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3336)
Читать на сайте RG.RU

Популярный актер Лев Дуров (в кино он сыграл 170 ролей!) много лет подряд отказывался от должности художественного руководителя Театра на Малой Бронной. Все-таки в этом театре творил Анатолий Эфрос.

Но в этом году, когда был уволен режиссер-экспериментатор Андрей Житинкин, который, по мнению директора театра Ильи Когана, ставил спектакли только "про секс и смерть", Лев Дуров согласился возглавить родной коллектив.

" Деду" - так Дурова называют в театре - недавно исполнилось 72 года. Сейчас Льву Константиновичу приходится нелегко. Часть актеров ушла. Часть спектаклей снято. И все-таки он делает упор на классику, чтобы очистить театр от шлака.

Маленький кабинет, где работал некогда Эфрос, увешан афишами. За каждой - история театра. Два кителя на вешалке. Стол. Пишущая машинка. За столом сидит Дуров и пьет кофе. На шкафу - череп. Дуров утверждает, что это череп монашки, которую убили ударом в висок. Трудно понять, правда ли это или специфический дуровский юмор. Впрочем, реальность от вымысла нелегко отделить и в других его рассказах...

- Детство мое прошло в Лефортово. Мои родители не имели никакого отношения к искусству. Мама была научным работником архива. А папа работал в "Союзвзрывпроме ". По профессии он взрывник, но занимался снабжением. Среди его коллег был один очень интересный человек. Он утверждал, что заключил специальный контракт, согласно которому в случае войны должен был сесть на управляемую торпеду и навести ее на противника. Чистый камикадзе...

Папа никогда не курил и не пил. Я не слышал ни одного бранного слова от него. Но однажды он меня выпорол. Случилось это во время войны, тогда было полно трофейного оружия. И как-то сидел я дома и разбирал парабеллум. Патроны горкой лежали. Вдруг вижу: отец идет. Я бросил парабеллум под кровать, а патроны сыпанул в печку. Когда отец вошел, они начали рваться. Пули свистели по всей комнате. Отец побелел, а когда все закончилось (к счастью, без жертв), жестоко меня выпорол. Потом я три дня учился в школе стоя. "Дуров, сядь!" - "Не могу. У меня чирей". Школу, кстати, я не любил, а она - меня. Прогуливал безбожно. В юном возрасте овладел ненормативной лексикой, научился курить.

- Вы связаны семейными узами со знаменитой цирковой династией, но предпочли цирку театр. Почему?

- Я цирк обожаю. Мне нравится запах пота, опилок. Люблю коверных. И начало карьеры у меня также было связано с цирком. Однажды за границей, в Англии, мне даже присвоили звание "трагический клоун", есть такое. Я был счастлив. Но спектакли мы ставили еще в детстве. Во дворе. "Два капитана" играли два вечера. Декорации делали сами. И я поступил в Школу-студию МХАТ. На экзамен явился в отцовском перешитом костюме. Шел второй послевоенный год...

- Лев Константинович, почему для своей первой постановки вы выбрали пьесу "Дети Ванюшина"?

- Эта пьеса замечательная. Я когда прочел, в нее сразу влюбился. А работать можно только тогда, когда влюбишься. Эта пьеса касается каждого человека. Она про то, как трудно создать гармонию в семье. Про жестокость детей и непонимание родителей. Расставания. Потери. Взросление... Это вечные проблемы для каждой семьи.

- Семья Ванюшиных разрушается?

- С одной стороны, разрушается, с другой - во главе семьи встает старший сын, человек очень жесткий. Понятно, что дальнейшие драмы неминуемы. Младшие дети как раз самые светлые. Младший уезжает в Петербург, присылает оттуда письмо, что он дает уроки, занимается с друзьями, ходит на выставки. И в этом его освобождение. Он как бы освободился от привычной семейной атмосферы. Потому что в семье постоянные выяснения отношений, постоянные ссоры, склоки, схватки. А сам Ванюшин не выдерживает и стреляется. Он не может никак пережить уход из семьи Алексея. Он понимает, что не может создать гармонию в семье. И он находит только такой выход - уйти и оставить все как есть.

- Это капитуляция?

- Да, конечно. Самый волевой и сильный человек - отец - капитулирует оттого, что разрушилось семейное гнездо.

- Вы в спектакле полностью реализовали свои идеи?

-Все, что хотел, я сделал. Спектакль - красивый, драматичный. На премьере у нас люди плакали, после говорили, что давно не видели такого спектакля. Один зритель сказал: "Как я ждал такого театра! Надоели все театральные фокусы".

- Может быть, причина успеха в том, что от семьи Ванюшиных легко перебрасывается мостик к сегодняшним дням?

- Вон лежат столетней давности газеты. Если вы начнете читать, вы узнаете, что сто лет назад в России происходило то же самое, что и сегодня. Время меняется, а люди не меняются. Клянусь вам!

- Удалось ли вам достичь гармонии в собственной семье?

- Да, мне в этом смысле повезло. У меня на следующий год золотая свадьба. У нас в семье не было ссор. По пустякам бывали, но серьезных - никогда.

- Кто ваша жена?

- Актриса. Она работает в этом же театре, но никогда не знала, сколько я зарабатываю. Просто не интересовалась этим. У нас никто не носит ни золотых колец, ни бриллиантов. Никто к деньгам не тянулся.

- Как работается с родными?

- В театре для меня нет дочки Кати, нет актрисы Ирины Кириченко, на них я ору и топаю ногами больше, чем на других. Когда мы работаем в театре, это называется семейственностью со знаком минус. А когда подыхаем - это династия с большим знаком плюс.

Мои не любят давать интервью и не любят сниматься, говорят, снимайте деда. Поэтому у нас общих фотографий мало. Ирину Николаевну ни в одной передаче не увидите.

У меня в жизни любая неприятность, как правило, перерастает в анекдотическую историю.

... Лев Дуров учился, когда стал ухаживать за своей будущей женой Ирой. Между ними по какому-то случаю произошла ссора. И вот видит он, что Ира размахивает на улице руками, а перед ней стоит рыжий мужчина. Дуров подлетел к нему и засадил кулаком ему в челюсть. Мужчина поднялся и сказал: ты что, с ума сошел?.. А Ира пояснила: он всего-навсего спрашивал, где находится магазин "Российские вина "...Потом они, хохоча, шли по улице и жалели дядю.

И еще однажды они поссорились. Ира села в троллейбус и решила что-то напоследок сказать, а троллейбус тронулся, и она с зажатой головой продолжала что-то бормотать. Люди закричали: остановите троллейбус, женщину прищемило. Троллейбус остановился, и Ира выпала Дурову на руки. После этого они решили больше не ссориться никогда.

- Я обожаю всех своих близких. Я ради них живу. Вот внучка окончила университет, на театральном фестивале " Маска" она работала переводчицей, познакомилась с Абаканским кукольным театром и уехала в Абакан. Ей там все нравится - и город, и театр... Хотя поначалу я тяжело это переживал. "Ой, Катя, что скажут про Дурова, внучка которого уехала в Абакан", - говорил я дочке, которая тоже работает со мной в театре.

- Может, вернется?

- Не знаю, это ее выбор. Я ж не могу диктовать.

досье "рг"

Дуровых знал даже Пушкин

Лев Дуров родом из известной цирковой династии Дуровых. И Наталья Дурова - его сестра. Но когда она зовет его в свой театр сделать номер, он скептически отвечает: "Чтобы как Яша бить в бубен?.."

Александр Сергеевич Пушкин в "Застольных беседах" - "Table talk" - не обошел вниманием далекого предка Дурова:

"Дуров - брат той Дуровой, которая в 1807 году вошла в военную службу, заслужила Георгиевский крест и теперь издает свои записки. Брат в своем роде не уступает странностям сестры.

...Дуров помешан был на одном пункте: ему непременно хотелось иметь сто тысяч рублей... Страсть его к женщинам была так же замечательна".

Байки от Дурова

Познакомился Дуров с Никулиным, когда тот был еще подставным в цирке. А потом они вместе снимались в картине "Старики-разбойники". Никулин обожал розыгрыши. Неоднократно их жертвой становился и Лев Дуров.

...Накануне майских праздников Дурову позвонили из президиума Верховного Совета и сказали, что его наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Дуров повеселел: "Наконец-то вы созрели в Верховном Совете! А я-то давно был готов! Во всех пиджаках дырок наковырял". На другом конце провода похихикали над этой шуткой и ответили:

- В среду к десяти утра просим прибыть. И будьте добры, без опозданий.

В назначенный день Дуров с утра шею вымыл, галстук нацепил и к десяти утра подъехал к мраморному зданию. Часовые его спрашивают:

- Дуров, вы чего?

- Здрасьте, мне тут позвонили.

Часовые говорят:

- Сегодня не наградной день.

- Как не наградной день! Мне сказали к десяти утра.

Часовые тоже занервничали.

- Сейчас, - говорят, -мы позвоним, куда надо, и все выясним.

Дуров выходит на улицу несолоно хлебавши. На улице стоит возле машины довольный Юрий Никулин:

- Приехал все-таки дурачок! Поверил как маленький!..

И они обнялись.

"Ну ладно, - подумал Дуров, - больше на крючок не попадусь". Проходит несколько дней. Дурова приглашают в дирекцию театра. И вручают ему шикарный конверт. Вскрывает он конверт, а там письмо на английском языке: фирма "Парамаунт" приглашает его на съемки фильма "Пятеро". Из советских артистов предлагают еще сниматься Юрию Никулину. С американской стороны участвует Пол Ньюмен.

Дуров позвонил Никулину.

- Владимирыч, больше ты меня не купишь.

-Ты о чем?

- О письме из Голливуда.

- Значит, ты тоже получил?!.

Вскоре приезжает его сын Максим и показывает точно такой же конверт, адресованный Никулину.

Проходит неделя - никто не звонит из США. Министерство культуры тоже молчит. А дома волнуются, когда он поедет в Америку и что-нибудь привезет.

Потом Никулин сказал, чтобы Дуров повнимательнее рассмотрел конверт. На конверте треугольная печать, а на ней написано: "Счастливого пути, дурачок!"

Театр