01.11.2003 02:10
Общество

У рейтинга в России своя мораль

Текст:  Елизавета Тренева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3336)
Читать на сайте RG.RU

-Телеканалы, о которых рассказывают журналисты "Российской газеты", не дотируются государством и их нельзя назвать показательно рейтинговыми. Они имеют статус общественных вещателей. У нас в стране такой телекомпанией с точки зрения программной политики можно назвать только канал "Культура". Хотя сравнение "хромает" - такого внимания к культурной сфере на зарубежных общенациональных каналах нет. Они предлагают набор еженедельных передач, похожий на то, что показывали на Первом канале, когда существовало Гостелерадио. Вспомним, как в общих чертах выглядела сетка передач: с утра - зарядка, а дальше "Служу Советскому Союзу", "Музыкальный киоск", "Здоровье", "Очевидное - невероятное" или "Клуб путешественников", спортивные трансляции, детские программы и в "прайм-тайм" - программа "Время", а потом фильм. Это сейчас наши вещатели делают основную ставку на более зрелищные передачи, в том числе и такие, как "За стеклом", регулярно показывают кровавые боевики, жуткие страшилки. Но зарубежные общенациональные каналы, контролируемые общественными советами, являют собой настоящее общественное телевидение, которое не пугает и не шокирует зрителей.

- Их не волнуют рейтинги, на которые просто молятся наши вещатели?

- Да, не волнуют. Общественное телевидение в этих странах должно выполнять общественно значимую функцию.

- Вы часто бываете в разных странах и можете сравнить, какое телевидение интереснее: наше или зарубежное, общественное?

- У нас по сути один государственный телеканал - "Россия", да и тот, по признанию его руководства, практически очень слабо дотируется, остальные живут на собственные средства. Поэтому они и не скрывают, что стремятся к высоким рейтингам, чтобы заработать на рекламе. Надо сказать объективно, что наше телевидение интереснее. И многие программы делаются профессиональнее, чем у зарубежных коллег. Может, они сильнее в техническом плане, особенно это касается новостийных программ. Но российское телевидение более авторское, эмоционально наполненное. У них аудитория не воспринимает так обостренно передачи, нет такого внимания к тому, что говорят известные ведущие, пользующиеся большим авторитетом и доверием.

- Но мы ругаем свое телевидение за "перекос" в сторону показа насилия, жестокости, романтизирования преступности.

- К сожалению, это правда, и если у них общественные советы строго следят за деятельностью вещателей, то у нас это полностью относится к компетенции руководства каналов. Стремясь к увеличению своих рекламных бюджетов, телевидение выдает в эфир такое, чего на общенациональных западных каналах не увидишь. В передачах и фильмах, в том числе отечественных, сцен насилия больше, чем хотелось бы. Но схема функционирования нашего телевидения сегодня такова, что каналы не могут отказаться от "рейтинговых" программ, далеких от требований морали, а "самоконтроль" не работает. Законодательных ограничений в России на этот счет не существует. Наказывается только пропаганда насилия и жестокости, национальной розни, но этого в прямом смысле никто не делает. Хотя таких передач, как "Криминальная Россия", на западном телевидении появиться не может. У них тоже уголовная среда дает немало материала, но там не будут снимать сюжеты с реконструкцией сцен убийств, выдавать в эфир интервью преступников с подробными рассказами, как они поступали со своими жертвами.

Надо сказать, что и у нас поэтапно формируется общественное вещание. На канале "Культура" практически нет рекламы. Минпечати на последнем конкурсе выделило часть частот, которые могут получить региональные телекомпании, с условием, что там эфир в основном заполнят программы культурно-просветительской тематики, а рекламы тоже не будет. Конкурс проводится в 14 городах, вот и посмотрим, смогут ли такие каналы выживать, возьмут ли на себя дотационные расходы и финансирование местные власти и богатые спонсоры. Но это правильный шаг к созданию общественного телевидения.

СМИ и соцсети