Но московская "минималка" тем не менее устояла благодаря трехстороннему соглашению между работодателями, профсоюзами и Правительством. С первого октября минимальная зарплата в столице составляет 1800 рублей. В результате средняя зарплата учителя, к примеру, вместе со всеми столичными надбавками увеличится примерно в полтора раза. Особенно заметной окажется прибавка для библиотекарей, инструкторов по труду, методистов и младшего медицинского персонала. Это те категории бюджетников, которым до сей поры город вообще ничего не доплачивал к их нищенской зарплате. Ниже 1800 рублей планка опускаться не может и в частном бизнесе, который принял правила игры.
"Это позволило вывести из тени довольно значительную часть "живых" денег. Больше поступило средств в казну от подоходного налога, который, между прочим, почти целиком остается в городе (только 1 процент уходит на федеральный уровень)", - считает автор московской минималки депутат Мосгордумы Ирина Рукина.
Правда, минимальная зарплата может быть установлена только для москвичей, работающих в городских структурах. На федеральных бюджетников, в соответствии с бюджетным Кодексом, она не распространяется. Это, конечно, минус, разделивший жителей столицы на московских и федеральных.
От повышения минимальной зарплаты выигрывают в основном работники низкой квалификации. И почти ничего - высококвалифицированные специалисты. Существующий механизм начисления заработной платы приводит к "уравниловке", от которой бегут лучшие кадры. "Вообще система заработной платы с ее надбавками, дотациями, субсидиями, разрядами ЕТС чрезвычайно запутана, непрозрачна и не всегда объективна, - считает Ирина Рукина. - Бедный бюджетник привязан к давно устаревшей тарифной сетке, и отвязать его от нее можно, лишь изменив всю систему заработной платы".
Вот и возникла у московских депутатов мысль установить более высокий по сравнению с федеральным региональный МРОТ. Тем более что совсем недавно Госдума дала такое право регионам-донорам. Увеличение ставки первого разряда, как цепная реакция, потянет за собой пропорциональный рост базовой части заработной платы бюджетников всех разрядов ЕТС по всем категориям, от медсестры до главного врача, от "зеленого" педагога до директора школы. Правда, без обид все же, видимо, не обойтись. "В текст принятой Госдумой поправки в Закон "О минимальном размере оплаты труда", даровавшей право регионам устанавливать свой МРОТ, вкралась бабушкина оговорка, - комментирует Рукина. - В ней говорится, что если регионы устанавливают минимальную зарплату выше, чем по России, то она должна быть согласована с Правительством РФ. И в таком случае федералы должны дотянуть до этой цифры зарплату своих работников. А это стоит немалых денег. Пойдет ли федеральная власть на такие "издержки"? Прямого запрета, конечно, не последует. Он, скорее, лежит в моральной сфере. Опять получается деление москвичей на московских и федеральных. Делать одну и ту же работу, получая при этом разную зарплату...
И все же, готовясь к рассмотрению бюджета на будущий год во втором чтении, думские комиссии по экономической политике и по социально-трудовым отношениям и занятости ведут свои подсчеты - во сколько же обойдется городскому бюджету увеличение московского МРОТа хотя бы на 30 - 40 процентов. "Очень бы хотелось поэтапно приблизить минимальную оплату труда к прожиточному минимуму не к 2007 году, как планирует российское Правительство (по прогнозам Минэкономразвития, при существующей динамике роста МРОТ не догонит прожиточный минимум и к 2010 году), а, по крайней мере, к 2005 году. Средства, по мнению депутатов, позволяют ввести с октября будущего года столичный МРОТ, превышающий федеральный.
Депутаты обратились к мэру с предложением создать совместную рабочую группу с участием специалистов департаментов столичного правительства, представителей городской трехсторонней комиссии для разработки новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Примет ли исполнительная власть предложенный законодателями МРОТ или "прокатит"?