Роман Козак, главный режиссер театра им. Пушкина, легко и радостно сочиняет из них свой спектакль. Память о маечках с олимпийским мишкой, дурацких завываниях вокально-инструментальных ансамблей, о телевидении с доброй тетей Валей Леонтьевой и "От всей души" растравляет режиссерскую фантазию.
Удовольствие Козака вполне объяснимо: ранние 80-е или "поздний застой" - время его молодости, когда ни о какой мелодраме он и не помышлял, а ставил в "подвале" запрещенную пьесу Мрожека "Эмигранты". Сказал бы кто тогда, что станет Козак мастером качественных, для интеллектуалов и домохозяек, мелодрам, прежде всего не поверил бы он сам.
За те два года, что он возглавляет театр имени Пушкина, Козак успел создать в его филиале одну из самых модных театральных площадок Москвы, приглашая разных - в основном молодых - режиссеров с самыми разными - в основном скандальными - пьесами.
Тип театра, который сегодня делает Козак, похож на любую солидную европейскую сцену, которая считает хорошим тоном иметь у себя филиал - раскрученную, агрессивную, эпатирующую или попросту экспериментальную площадку для молодых, а на основной сцене создавать солидные, буржуазные проекты, в которых качество было бы гарантировано именами авторов, актеров и художников. Выпустив в прошлом сезоне вполне респектабельную мелодраму "Черный принц" Айриса Мэрдока об эксцентрической любви шекспироведа и писателя (Александр Феклистов) преклонных лет к юной барышне, в нынешнем Козак сконцентрировал свое внимание на женщинах бальзаковского возраста и рассказал об эксцентрической любви стареющей проводницы к алкоголику.
Валерий Левенталь - постоянный художник Олега Ефремова - сочинил для спектакля конструкцию, неуловимо напоминающую мхатовские спектакли 80-х годов: вагонные двери, купе, огромный мост через дорожные пути и платформа маленькой станции с уходящими в бесконечность рельсами.
Ностальгическая атмосфера - трепетная мелодраматическая среда, которую Козак всячески утрирует в спектакле. Впрочем, он мог в этом смысле ничего не делать: один только образ Веры Алентовой - сумасшедшей, прелестной, эмоциональной, женственной - все погружает в ностальгический туман. Она играет здесь что-то совсем иное, чем в знаменитом оскароносном фильме Владимира Меньшова, но верность своему сердцу, страстное служение любви - все оттуда же: это ее - Алентовой - женский и актерский тип, сделавший ее любимицей миллионов. Пожалуй, мало кому даже из больших актрис удалось с такой непосредственностью и легкостью соединить достоинство, мягкость, женственность с эксцентрическим началом. Алентова не боится быть нелепой, когда, нацепив парик а ля Мэрилин Монро и высоченные шпильки, бежит-ковыляет по ступенькам, пытаясь догнать своего миленького.
Ее партнеры один другого точнее и лучше: Наталья Николаева - почти до карикатуры доведенный тип женщины-хищницы, нахрапистой жены-мещанки и Игорь Бочкин (сам муж-любовник, начальник-алкаш). Двое молодых - сын Зинаиды Иван (Александр Арсентьев) и его невеста (Ирина Петрова) тоже вполне на месте. Сама же Алентова и выглядит, и играет восхитительно. Женщины плачут, мужья довольны.
Последняя премьера в филиале театра - "Вий" в постановке Нины Чусовой. Совсем скоро на основной сцене появятся "Ночи Кабирии" - музыкальное сочинение Аллы Сигаловой на темы знаменитого фильма Федерико Феллини. Одним словом, театр имени Пушкина становится театром, приятным во всех отношениях.