04.11.2003 15:01
Экономика

"ЮКОС" меняет руководство

"ЮКОСу" требуется президент
Текст:  Владимир Мытарев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3337)
Читать на сайте RG.RU

       Вряд ли состоялась такая карьера, если бы вчера не подал в отставку Михаил Ходорковский. Надо сказать, что такой поворот вполне был предсказуем. Не раз и не два власти намекали, что не хотят разрушать одну из крупнейших и эффективнейших компаний России. Не раз и не два зарубежные партнеры - от главы агентства "Мудис" до международных чиновников из МВФ - говорили об аресте Ходорковского как о вполне заурядном случае, который мог произойти в любой стране, если предприниматель обвиняется в неуплате налогов. И уж совсем стало понятно, что Ходорковский не останется во главе "ЮКОСа", в конце прошлой недели, когда был оглашен список будущего руководства объединенной компании "ЮКОС-Сибнефть", вокруг которой, собственно, и завертелась интрига последних дней. Ее создание означало бы появление еще одного гиганта, входящего по крайней мере в десятку нефтяных компаний на мировой арене. Думали, что Ходорковский возглавит ее, а он даже не вошел в совет директоров.

     Да и трудно претендовать на такое место, находясь в следственном изоляторе, где он может пробыть в Матросской Тишине до конца года.

     Отказавшись от своего поста в "ЮКОСе", Ходорковский продолжает оставаться богатейшим человеком России. Как сказано в одном из финансовых справочников, его доля в "ЮКОСе" оценивается экспертами в 7 миллиардов долларов. По данным британского журнала EuroBusiness, все его состояние - 8 миллиардов евро по итогам 2002 года.

     Михаил Ходорковский лично владеет 9,5 процента акций Group MENATEP Ltd. Он также является единственным бенефициаром схемы, имитирующей трастовый фонд, через которую оформлено право собственности на 50% акций группы. Право распоряжаться этими акциями может перейти к другому акционеру группы, заранее назначенному Ходорковским, в случае его смерти либо форс-мажорной ситуации вроде тюремного заключения или похищения. Похоже, что такой момент наступил и этими акциями будет управлять другой совладелец Леонид Невзлин. Ходорковский также остается совладельцем банка "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" и компании "Роспром", контролирующей ОАО "Апатит", с которого начались проблемы у "ЮКОСа".

     Теперь же свое будущее Михаил Ходорковский связывает с работой в созданном им благотворительном фонде "Открытая Россия". А чем, собственно, будет заниматься в этом фонде Михаил Ходорковский? На этот вопрос "РГ" нам ответила Ирина Ясина, один из руководителей фонда.

     - Он достаточно плотно курировал "Открытую Россию" и занимался ею постоянно. Все крупные благотворительные проекты делались с его ведома и при его непосредственном участии. Теперь, видимо, эти проекты будут углубляться и расширяться.

     - Вы надеетесь, что в ближайшее время он уже будет работать с вами?

     - Я бы хотела, чтобы завтра...

     - Скажите, а его заявление - не результат некоего торга, мол, я ухожу, а вы оставляете компанию в покое?

     - Думаю, что нет. Это решение принято ответственным за свой бизнес человеком. Это некий шаг, который предпринял гражданин своей страны и акционер своей компании для того, чтобы каким-то образом разделить проблемы компании и проблемы свои личные.

     Личные проблемы Ходорковского - это обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса, включая уклонение от налогов, на котором, похоже, сосредоточивается сейчас обвинение.

     Как отреагируют власти на добровольную отставку главы "ЮКОСа", можно только предполагать. Но рынок уже вчера "салютовал" заявлению быстрым ростом. Если до обеда акции "ЮКОСа" подросли примерно на 3 процента, то к закрытию на ММВБ - уже на 11,3 процента, а на РТС - даже на 12,95 процента. Не остались в стороне и зарубежные биржи - на фоне сообщений об отставке Михаила Ходорковского цена депозитарных расписок компании на Лондонской фондовой бирже выросла на 9,96 процента, на Берлинской фондовой бирже - на 4,23. Вряд ли кто из биржевиков назовет новость об отставке плохой или хорошей - она только внесла некую ясность в дела компании. Теперь игроки могут рассчитывать, что в котировке ее акций будет меньше политики и больше чисто экономических факторов.

Крупные компании