05.11.2003 01:00
Экономика

Закон не в пользу лесопромышленников

Лесной кодекс России должен учитывать интересы лесопромышленников
Текст:  Николай Лебедев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3338)
Читать на сайте RG.RU

А нерешенные вопросы бьют уже по карману собственника. Получаемого лесного дохода, увы, недостаточно для проведения в полном объеме комплекса работ по использованию, охране, защите лесного фонда и его воспроизводству. Не создаются для различных пользователей и равные экономические условия лесопользования, привлечения инвестиций и т.д.

По мнению известных промышленников, давно уже назрела корректировка ряда норм Лесного кодекса. Так, президент одного из крупнейших лесопромышленных холдингов страны ГК "Титан" В. Крупчак на отраслевых форумах и в СМИ неоднократно отмечал, что претензии вызывает непрямой характер проекта Лесного кодекса. Для его реализации необходимо издание довольно большого числа подзаконнных актов. Только по этой причине условия и порядок получения в пользование участков лесного фонда очень сложны и запутанны.

Другим примером может служить статья проекта Лесного кодекса, касающаяся концессии участков лесного фонда, считает Владимир Крупчак. Она носит общий характер, совершенно не конкретна и отсылает по вопросам реализации концессии к иным федеральным законам. Понятно, что это не только не обеспечивает осуществления концессии участков лесного фонда, но и делает срок ее введения неопределенным. Чтобы ускорить этот процесс, следует подробно изложить в Лесном кодексе порядок заключения договоров концессии и другие условия.

Много нареканий вызывает, по мнению лесопромышленника, и то, что проект Лесного кодекса оставляет практически неизменным двойное деление лесного фонда на группы лесов и категории их защитности. Это положение выводит из хозяйственного оборота значительные ресурсы древесины ценных пород, как правило, в хорошо транспортно освоенных и экономически доступных лесах. По мнению Владимира Крупчака, вполне достаточно сохранить деление лесов по категориям защитности в зависимости от выполняемых ими функций.

Нечетко прописаны в проекте Лесного кодекса и вопросы установления возрастов рубок. Как правило, это приводит к их завышению, что резко - в 2,0-2,5 раза снижает съем древесины с

1 гектара лесных площадей. Это является одной из причин затруднения снабжения Архангельского ЦБК древесиной, который вынужден, при ее фактическом наличии, закупать балансы в других регионах. В связи с этим В. Крупчак предлагает в новом лесном законодательстве ввести норму, позволяющую устанавливать в лесах, находящихся в зоне расположения целлюлозно-бумажных комбинатов и сданных им в концессию или длительную аренду, сроки рубок, отвечающие современным технологическим требованиям. Кроме того, в таких лесах целесообразно, по мнению промышленника, разрешить предприятиям проводить плантационное лесоразведение.

О проблеме транспортной доступности лесных ресурсов разговор особый. Из-за отсутствия лесных дорог 46 процентов площади лесов относятся к резервным, в которых эксплуатация не планируется в ближайшие 20 лет. Даже в эксплуатируемых лесах значительная часть ресурсов в связи с недостатком средств также не обеспечена дорогами. Между тем, в рассматриваемом законопроекте сохраняется действующая норма - строить в один лесной квартал три дороги: лесохозяйственную, противопожарную и лесовозную. Хотя лесопромышленникам известно, что лесные дороги должны использоваться для осуществления любых работ, проводимых в лесном фонде, и обеспечивать выполнение и лесохозяйственных, и противопожарных, и промышленных мероприятий.

Все более угрожающие масштабы принимает и проблема нелегального оборота древесины. В этой сфере крутятся огромные деньги, поэтому решить ее очень трудно. Тем более что для этого отсутствует правовая база, обеспечивающая надлежащий контроль и учет оборота продукции лесозаготовок. Нет также законодательства, регламентирующего процедуру изъятия и реализации нелегально заготовленной древесины. К сожалению, не предусматривает решения этой проблемы и проект новой редакции Лесного кодекса.

Конечно, приведенный нами перечень проблем лесного сектора, которые не нашли своего решения в проектах новой редакции Лесного кодекса РФ и федерального закона "О платежах за пользование лесным фондом РФ", не отражает всех имеющихся. Большие надежды в этой связи руководители крупнейших лесопромышленных предприятий России возлагают на согласованные действия МПР РФ, Минпромнауки России, Минэкономразвития России и отраслевые общественные организации. Все они надеются, что их предложения будут также учтены при доработке законопроектов.

В российском ЛПК имеется еще одна серьезная проблема, препятствующая согласованной разработке и внедрению в жизнь нового лесного законодательства, - это корпоративные войны, слабая защита прав и интересов акционеров и инвесторов лесопромышленных предприятий. И тут нужна помощь государства.

Одним словом, надо быстрее сформировать действительно взвешенный документ, учитывающий интересы всех участников лесных отношений.

Ресурсы