Еще в конце прошлого месяца в российском МИДе послу Эстонии Карин Яани было указано на незаконность высылки пенсионеров, но, видимо, "мессэдж" не дошел до властей прибалтийской страны.
Так, в настоящее время срок пребывания бывшего российского военнослужащего Николая Миколенко в Центре для выдворяемых из Эстонии лиц зависит от того, как быстро будут подготовлены документы для передачи его российской стороне.
В Таллине высылку обосновывают тем, что пенсионер не имеет вида на жительство в Эстонии, поскольку в 1990 году он получил от США сертификат на приобретение жилья в России в рамках российско-американской программы. Этой категории российских военных отставников власти Эстонии на основании решения Государственного суда отказывают в предоставлении вида на жительство.
История проблемы берет начало еще в 1994 году, когда между Россией и Эстонией было заключено Cоглашение по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил России на территории Эстонии, а также определен список таких пенсионеров.
Однако Таллин не признает военными пенсионерами 115 российских граждан, включенных в дополнительный список.
В него вошли военные пенсионеры, документы на увольнение которых из Вооруженных Сил были оформлены с некоторой задержкой.
При ратификации Соглашения парламент Эстонии сделал оговорку, согласно которой военными пенсионерами признаются только те, кто был уволен из состава Вооруженных Сил до 1994 года. При этом российская сторона не была официально уведомлена об этой оговорке и Соглашение вступило в силу без каких-либо исключений и оговорок.
В настоящее время под угрозой высылки из Эстонии находятся не только 115 военных пенсионеров из дополнительного списка, но и члены их семей. Кроме того, Таллин ставит вопрос о высылке и тех военных пенсионеров, которые получили в 1994 году сертификаты на приобретение жилья в России.
Как сообщил информированный источник на Смоленской площади, "ряд военных пенсионеров действительно приобрели такие сертификаты в рамках российско-американской программы помощи, однако они брали на себя обязательства покинуть Эстонию перед американским фондом, а не перед эстонским правительством".
Интересно, что американская сторона заверяет, что она не настаивает на депортации этих людей из Эстонии.
Жилищные сертификаты получили около 40 человек. Эстонские власти уже запустили процедуру депортации в отношении Николая Миколенко.
Серьезное беспокойство вызывает и возможное насильственное разделение семьи еще одного пенсионера - Седышева, жена и дети которого имеют вид на жительство в Эстонии.
Если местные власти примут решение о высылке этого человека, то грубо нарушат статью 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основых свобод "Права на уважение частной и семейной жизни".
За всеми этими юридическими формулировками стоят люди, судьбы которых не прояснены.
Однако официальный Таллин продолжает форсировать депортацию, не желая дать людям возможность дождаться решения Европейского суда в Страсбурге. И вообще не желая признать приоритет интересов личности над конъюнктурными политическими расчетами.