12.11.2003 04:15
Спорт

Каспаров против компьютера

Российский гроссмейстер надеется на успех в матче против компьютера
Текст:  Павел Зарудный
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3343)
Читать на сайте RG.RU

В программу соревнований включены четыре партии с классическим контролем времени. Организаторы планируют транслировать поединок в глобальной компьютерной сети Интернет в режиме реального времени.

Напомним, что программа "X3D Fritz" разработана компанией Fritz, лидером в создании шахматного программного обеспечения, и компанией X3D Technologies, которая реализовала новые условия игры, - Гарри Каспаров будет играть в специальных очках, видя трехмерную доску, и будет управлять фигурами, подавая команды голосом.

Каждая игра равных соперников, по мнению специалистов, будет длиться от трех до шести часов (рейтинг 40-летнего Каспарова - 2830, рейтинг 12-летнего "Fritza" - 2807).

По данным разработчиков, "Fritz" может просчитывать около 3 млн. ходов в секунду. До этого Каспаров неоднократно играл с компьютерами. Последний поединок 13-го чемпиона мира с программой "Дип Джуниор" завершился вничью.

Международная ассоциация компьютерных игр и Федерация шахмат США уже назвали предстоящий поединок "первым официальным чемпионатом мира по шахматам между Человеком и Машиной в виртуальной реальности".

Сам Каспаров сосредоточенно готовился к этой встрече на протяжении нескольких месяцев и согласился рассказать читателям "РГ" о том, на что он надеется в поединке против компьютера.

- Гарри Кимович, насколько сложно играть с машиной? Она ведь лишена чувств и эмоций.

- Позволю себе с вами не согласиться. Каждая машина имеет свой образ, свой характер, который требует досконального изучения. Готовясь к этой встрече, я проделал большую работу и надеюсь, что матч сложится для меня успешно.

- Вы согласны с утверждением одного из международных гроссмейстеров, который сказал, что человек всегда умнее машины и подобные матчи являются не чем иным, как пиаром в пользу разработчиков новых технологий?

- Матчи против машины имеют свою специфику. Ты находишься в постоянном напряжении. Ошибаться недопустимо, поскольку человек может тебе простить оплошность, а программа - нет. Не скрою, финансовая сторона матчей всегда является одной из ключевых позиций, но сводить смысл поединка человека и машины к банальной рекламе высоких технологий я бы не стал. Это новый шаг в развитии игры.

- Вы уже примеряли специальные очки? Каково это - играть в виртуальной реальности?

- Непривычно. Картинка очень четкая, доска трехмерная - позицию на доске можно рассмотреть с любой точки. Посмотрим, как машина будет реагировать на мои голосовые команды.

- Предполагается, что каждая из четырех партий может длиться до семи часов. Вы готовы к такому марафону?

- Я хорошо подготовился. Думаю, у меня вполне хватит сил, чтоб справиться с огромной армией программистов, которые готовили моего соперника к матчу. (Смеется.)

Настольные виды США