14.11.2003 00:50
Экономика

Всесоюзная лесопилка

Текст:  Олег Дроздов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3345)
Читать на сайте RG.RU

И сегодня лесопромышленный комплекс оказывает преобладающее влияние на экономические показатели области, уровень жизни ее населения и состояние среды обитания. Ведь и ныне в объеме товарной продукции доля ЛПК составляет 55 процентов, а в совокупном объеме экспорта - 84 процента. В отрасли работают более половины работников, занятых в промышленной сфере. Значителен вклад ЛПК и в формирование бюджета области, где суммарные налоговые платежи лесопромышленных предприятий превышают 50 процентов.

Естественно, с работой ЛПК тесно увязана и деятельность смежных с ним отраслей - транспорта, машиностроения, энергетики, образования и сферы народного потребления. И казалось бы, местные власти должны были бы все силы отдавать стабильному развитию "лесопилки". Однако эта стратегически важная для Архангельской области отрасль сегодня в глубоком кризисе.

А кризисное состояние архангельского леспрома тянет вниз и остальные отрасли, влияет на ухудшение социального и экологического климата, снижает экономический и инвестиционный рейтинг области. Именно по результатам деятельности ЛПК судят и об эффективности управления экономикой со стороны администрации и иных властных структур.

Где же и когда была допущена ошибка в управлении этой жизненно важной для экономики Архангельской области отраслью, которая привела к таким нерадостным результатам?

По мнению экспертов, сказалась, во-первых, нынешняя структурная разобщенность лесопромышленных предприятий, выпавших из сбалансированной системы, где лесозаготовительные предприятия ориентировались на обеспечение сырьем крупных лесопильных и целлюлозно-бумажных предприятий. Поспешная непродуманная приватизация разрушила кооперированные связи между лесосырьевым и лесоперерабатывающим секторами, а либерализация внешней торговли открыла путь бесконтрольному экспорту и практически обескровила лесоснабжение российских ЛДК и ЦБК.

Разрозненные лесопромышленные предприятия, зависящие в большой степени от сезонной деятельности, оказались не в состоянии противостоять кризисным явлениям переходного периода (деноминация, дефолт, резкий рост транспортных и энергетических тарифов и т.д.), лишились оборотных средств и инвестиционной привлекательности. На грани банкротства оказались не только леспромхозы, но и такие системообразующие предприятия области, как Архангельский, Котласский и Соломбальский ЦБК.

В этих условиях требовалась срочная структурная перестройка всего лесного комплекса, поддержка со стороны администрации области создания крупных вертикально - интегрированных структур (ВИС), объединяющих лесопромышленные предприятия по технологическому принципу. Нужна была областная программа реструктуризации и реформирования ЛПК, включающая комплекс мер по формированию крупных лесопромышленных холдингов, созданию благоприятных условий для их деятельности.

И в 1995 году такая работа была начата. Стали образовываться первые лесопромышленные холдинговые компании. Не все акционеры и руководители предприятий поняли и восприняли этот процесс, однако первые результаты их работы в рамках ВИС показали все преимущества технологической интеграции.

Сегодня благодаря лишь деятельности в области таких корпоративных структур, как "Илим Палп Энтерпрайз" с Котласским ЦБК, ГК "Титан", Архангельский ЦБК, Соломбальский ЛДК и других, которые не только выстояли в трудные годы перестройки, но и сумели динамично развиваться, леспром Архангельска окончательно не развалился. Именно лесопромышленные ВИС при отсутствии национальной лесной политики и поддержки со стороны государства при высоких экспортных пошлинах на лесоматериалы взвалили на себя решение проблем, тормозящих весь российский ЛПК: замену изношенных основных фондов, строительство дорог для освоения новых лесосырьевых баз.

Однако эффективная работа крупных лесопромышленных предприятий пока еще не в состоянии переломить кризисную ситуацию в ЛПК области. Для этого необходимы внимание и поддержка их развития со стороны администрации Архангельской области, нужна дееспособная программа вывода отрасли из кризиса. Нужны, наконец, меры, стимулирующие дальнейшую интеграцию лесопромышленных предприятий в структуры корпоративного типа, способные самостоятельно аккумулировать и накапливать ресурсы для своего развития.

Существующая же сегодня областная программа развития ЛПК, по мнению экспертов, не решает многие проблемы - имеются трудности с выделением лесного фонда в долгосрочную аренду, строительством лесовозных дорог, растут долги муниципалитетов за содержание лесопромышленными предприятиями их соцсферы, обеспечение ее светом и теплом и т.д.

Так, по словам эксперта "Леспром.ру" Милены Авады, например, ГК "Титан", имея высокую инвестиционную привлекательность и хорошую деловую репутацию, сумела за последние 5 лет привлечь и вложить более 350 миллионов долларов в модернизацию Архангельского ЦБК, своих лесозаводов и леспромхозов, а также строительство нового предприятия - фабрики гофроизделий в городе Подольске. Более того, для освоения транспортно не доступных лесов в Лешуконском районе ГК "Титан" строит там дорогу за счет собственных средств, затратив на это уже более одного миллиона долларов.

В СМИ неоднократно сообщалось, отметила Авада, что лесопромышленники этим летом предложили помощь администрации области в разработке более эффективной программы по выводу ЛПК из кризиса, однако работа над формированием такой программы практически не организована.

Между тем "точки роста" в ЛПК Архангельской области есть. И они способны дать импульс развитию всей отрасли и тем самым обеспечить рост налоговых поступлений, инвестиций, создание новых рабочих мест, и в конечном итоге улучшение социально- экономических показателей.

Остается только одно - начать действовать. Как считает большинство экспертов, ситуацию можно еще исправить, и главным фактором вывода архангельского леспрома из кризиса является консолидация усилий, взаимодействие всех участников "лесных отношений" - лесопромышленных и лесохозяйственных предприятий, общественных и научных организаций, органов государственной власти всех ветвей и уровней.

И это касается не только Архангельской области - всего лесного комплекса страны. Только в этом случае возможно наиболее эффективное использование огромного лесного потенциала России. Что, безусловно, поможет обеспечить намеченное удвоение ВВП России к 2015 году.

Ресурсы Архангельская область Северо-Запад