Именно неторопливость непосредственных исполнителей и стала, по его мнению, тормозом создания в нашей стране крупных вертикально интегрированных структур. "Существует явное отставание в реализации намеченных целей, сегодня нам нужно разобраться, что является препятствием для проведения реформы", - задал тон глава Правительства предстоящему обсуждению.
У Михаила Касьянова было немало претензий к ведомству, курирующему реформу ОПК, - Минпромнауки. Планы Правительства по созданию 46 крупных вертикально интегрированных структур в 2004 году сбылись лишь частично. В настоящее время в стране образованы лишь 4 такие структуры в составе оборонно-промышленных предприятий - АХК "Сухой", корпорация "Тактическое ракетное вооружение", концерн ПВО "Алмаз-Антей" и концерн "Гранит-Электрон". Но и это капля в море, поскольку предполагалось, что до 2006 года появится 75 вертикально-интегрированных холдингов из более чем 1000 предприятий. "Создание таких структур позволит концентрировать научно-производственную базу, наращивая серийное производство, в том числе новых образцов промышленности этой сферы", - уверен премьер.
Но и причину сопротивления реформированию Касьянов тоже четко понимает. По его словам, "субъективный человеческий фактор" слишком сильно влияет на ход реформирования отрасли. Хотя и это более чем странно, поскольку тенденцией последнего времени стало ежегодное увеличение объема государственного оборонного заказа предприятиям примерно на 30 процентов в год. "Наметился перелом в позитивную сторону в этой сфере экономики, наблюдается рост инвестиций в предприятия оборонно-промышленного комплекса, но пока, к сожалению, этот рост обеспечивается только за счет инвестиций государства", - заметил премьер.
Все эти российские беды и настроили вчера кабинет министров на то, чтобы поручить Минпромнауки корректировку плана реализации программы с определением новых сроков и конструкции холдингов. Исправлять сложившуюся ситуацию, похоже, придется вице-премьеру Борису Алешину. После того как Илья Клебанов покинул министерство и занял пост полпреда в Северо-Западном федеральном округе, возглавляемая им комиссия осталась без руководителя. А именно в должностных обязанностях заместителя Касьянова и записано курирование вопросов ОПК. Впрочем, проблемы "оборонки" Борису Алешину известны не понаслышке. Поэтому в ближайшее время от него ожидают предложений по созданию единой авиакорпорации. Но, как отмечают в Белом доме, все же речь идет не о тотальном объединении, а об оптимизации активов предприятий ОПК. К примеру, авиахолдинг может сочетать и гражданское, и военное производство.
На Краснопресненской набережной активно поговаривают и об идее разработки механизмов долгосрочных контрактов. Правда, для этого необходимы как минимум поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят финансировать закупки вооружений с длинным циклом разработки и производства. Поскольку бюджет верстается и рассчитывается каждый год, то определить окончательные цены продукции ОПК практически не представляется возможным.
Плавно перейдя от проблем ОПК к космосу, глава Правительства поручил Минфину выделить этой сфере 1,5 миллиарда рублей. Несмотря на то, что глава Росавиакосмоса Юрий Коптев был полностью удовлетворен решением руководства, он все же заметил, что МКС - "это, несмотря на важность и ответственность, лишь одно из направлений". В ближайшее время Россия планирует запустить в космос три исследовательских спутника. С их помощью будет "продолжено изучение Земли, проведены картографические и кадастровые работы". Планируется и развитие "группы спутников связи". Поэтому очевидно, что и денег надо будет больше. "Нужно сделать все необходимое для того, чтобы удержать свои позиции в космической сфере и оставить космическую отрасль в наших приоритетных направлениях", - резюмировал Михаил Касьянов.