14.11.2003 02:00
Экономика

Рыбная конференция

Текст:  Николай Бирюков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3345)
Читать на сайте RG.RU

Проведение конференции, по словам ее организаторов, обусловлено озабоченностью остротой вопросов, накопившихся в рыбном хозяйстве России. Прокомментировать ситуацию мы попросили одного из приглашенных участников конференции, сенатора от Приморского края, члена Правительственной комиссии по организации разработки нормативных правовых актов в целях улучшения работы рыбохозяйственного комплекса Олега Кожемяко. Вот что он сказал:

- Регулирование распределения квот на вылов водных биологических ресурсов и платы за эти ресурсы - краеугольный камень проблемы. Как сказал один из моих коллег, аукционы за два года нанесли рыбной отрасли больше вреда, чем десятилетия перестройки. Ошибочным было не только решение о введении аукционов. Оно и реализовано было с максимальным уроном для рыбаков - без подготовки, без переходного периода: мы проснулись - здрасьте, нет российской власти. Есть власть аукционов. И когда мы уже научимся обходиться эволюционными инструментами, не прибегая к революциям?

Безусловно, предлагаемая схема распределения (речь идет о пока не принятом, но уже широко известном постановлении Правительства "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов") не доведена до совершенства. К этой схеме есть отдельные претензии. Но, должен вам заметить, совершенство, то есть полное согласие с предложенной схемой всех участников рынка - невозможно.

Однако реальный выход есть. Приняв основной закон развития отрасли, его концепцию, нужно оперативно принимать и развивающую основные ее положения схему распределения. Да, еще не совершенную. Но мы и не сможем довести ее до идеала в теории. Нужно проверять ее на практике.

Надо не тратить время на бесплодные споры об идеале и приходить к согласию, помня при этом, что концепция, как основной закон, принимается всерьез и надолго. А вот созданные на ее основе подзаконные акты и нормативные документы всегда можно подправить в процессе работы, привести их в соответствие с непрерывно меняющейся реальностью. Но - только работающие акты и документы. Неработающие же можно доводить до совершенства очень долго.

Интересы территорий в новом варианте Постановления, насколько возможно, учтены, приняты предложения о реализации квот на вторичном рынке внутри субъекта Федерации, об участии администрации субъекта в процессе распределения квот, особенно в прибрежной зоне.

Единственное, о чем мы с коллегами серьезно сожалеем, - не до конца разумно и справедливо решен вопрос о сроке, который будет принят за основу при определении доли предприятия. Мы продолжаем настаивать на пятилетнем сроке - это даст возможность не оставить за бортом рыбодобытчиков (это в основном градообразующие предприятия и колхозы, обремененные социальными проблемами), пострадавших от воздействия аукционов, которому отрасль подвергалась как раз в течение последних трех лет.

Не нужно было бы закреплять порочную практику нанесения ущерба социально значимым предприятиям, регионам, людям, отдавшим рыбалке всю сознательную жизнь, только для того, чтобы создать видимость работы рыночного механизма. Если это и будет рынок, то все еще варварский, не учитывающий важные социальные аспекты и государственные интересы. Необходимо все-таки было дать предприятиям, наиболее пострадавшим от аукционов, шанс выжить. Или если не выжить - то хотя бы сохранить человеческое лицо, уйти цивилизованно, закрыться, продать собственность другим, более грамотным или удачливым владельцам, не растаптывая при этом человеческие судьбы, не опустошая родные берега.

Хотя подчеркиваю: упомянутое постановление уже представляет собой серьезный рывок вперед и дает большие возможности для реформирования и возрождения отрасли.

Несколько замечаний не меняют общей положительной картины, но являются существенными с точки зрения рыбаков, поэтому не могу не заострить на них внимание. Речь идет о применении санкций к предприятиям. Представляется абсолютно логичным, что решение о наказании предприятия (лишении доли) может принимать только суд. И справедливо ли наказывать все предприятие, если нарушение (не очень значительное, к примеру, в постановлении идет речь о нанесении ущерба в размере 1,8 миллиона рублей - это можно сделать за один улов) допускает конкретное судно по распоряжению конкретного капитана (в море он - наместник Бога, Нептун и глава страны в одном лице, его невозможно ослушаться), а наказывается все предприятие. В том числе те, кто работает на берегу и ни сном ни духом не ведает, что произошло в море.

В целом же не могу не радоваться, видя серьезные намерения и самого Правительства, и руководства территорий найти общий язык, прийти совместно к решению сложнейших проблем, раздирающих отрасль. Законодатели же, как видите, делают все возможное для консолидации усилий всех ветвей власти и для ускорения разрешения всех юридических неувязок.

Думаю, что на конференции состоится полезный и конструктивный диалог - прежде, чем сделать решительный шаг, бесповоротно меняющий судьбу отрасли, невредно посоветоваться с рыбаками - прежде всего имею в виду обсуждаемый уже много лет закон "О рыболовстве". Его, безусловно, нужно принимать, и как можно скорее, однако я уверен, что делать это надо, предварительно соотнеся все положения закона с современными реалиями, в том числе и с теми документами, над которыми мы работали в этом году: концепцией, упомянутым постановлением, Налоговым кодексом и т.д. Искренне рад, что местом проведения конференции выбран Владивосток - голос моих земляков будет услышан лучше.

Ресурсы Приморский край Владивосток Дальний Восток