14.11.2003 00:00
Общество

Соловей Средней Азии

Текст:  Иван Ильичев Александр Щуплов
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (144)
Читать на сайте RG.RU

- Роза, с чем на этот раз вы приехали в российскую столицу?

- Вы, наверное, знаете, что 2003 год был назван Годом Казахстана в России, а наступающий год в Казахстане будет объявлен Годом России. Я рада, что между нами восстанавливаются культурные связи и я могу в рамках Дней культуры Казахстана приехать к москвичам и показать свои песни. Я привезла программу, которую в какой-то степени можно назвать новой, поскольку я не могла обойтись без песен, которые здесь любят и ждут, без которых в России не обходится ни один мой концерт. Имею в виду, конечно же, "Цвети, земля моя!", "Любовь настала", "Алия", а также несколько популярных советских песен, которые раньше не пела, - "Нежность" Пахмутовой, "Вечная весна" Тухманова, "С любовью встретиться" Зацепина.

- Выходят ли у вас сейчас компакт-диски? В России их давно не видно...

- В Казахстане у меня скоро выйдет коллекция моих песен на 15 дисках - почти 500 песен на казахском языке. А вот альбома на русском у меня пока нет. Но скоро он появится. Я участвую в музыкальном проекте продюсера Алексея Исакова "Имена на все времена", который как раз и занимается выпуском моей пластинки. Вообще-то предложение выпустить альбом ко мне поступило от нескольких компаний, но я решила участвовать именно в этом проекте, поскольку его делают люди, по-настоящему увлеченные ретро-музыкой. Они прекрасно разбираются в моем творчестве: даже подарили мне несколько записей в моем исполнении, которых у меня самой не было. И, конечно, меня подкупило название. Быть в такой коллекции наряду с Соней Ротару, Анне Вески, Валерой Леонтьевым для меня очень приятно. Думаю, к Новому году поклонники уже смогут этот диск приобрести.

- В Казахстане выходят ваши записи на русском?

- На дисках не выходят. В Казахстане сейчас остро стоит проблема национального языка. Только недавно начали открываться национальные школы, детские сады. Но все по-прежнему в основном говорят по-русски. Даже мой сын, которого я вожу в казахскую группу, все равно говорит по-русски. Страшно сказать, но многие казахи так и не знают своего родного языка. Из-за этого на концертах в основном приходится говорить по-русски, за что на меня обижаются многие казахи.

- А вы на каком языке думаете?

- Конечно, на казахском. Этот язык я учила в школе, потом - в Казахском драматическом театре. А русский - язык моей работы, язык общения с друзьями.

- В свое время в среде музыкантов бытовала поговорка: "Если хочешь научиться петь, научись этому у Розы Рымбаевой!" А у кого вы учились петь?

- Я никогда не училась петь. Мне голос дан от природы. Конечно, приходится поддерживать вокальную форму, делать разные упражнения, чтобы голос звучал и не расшатывался. На самом деле лучший способ поддержать вокальную форму - все время выступать живьем. Фонограмма губит голос. В этот раз я уехала из Казахстана с большим скандалом: на моем выступлении решили сэкономить и не везти оркестр, просили петь под готовые оркестровки. Я наотрез отказалась и сказала: или поеду с оркестром, или не поеду вообще. В итоге нашли денег на музыкантов, и для московского концерта я привезла большой оркестр. Я не признаю пение под фонограмму и не понимаю "фанерщиков". Зачем выступать, если на сцене ты не можешь взять ни одной живой ноты? Принципиально не пою под фонограмму, считаю, что просто обязана петь живьем.

- У вас нет сожаления по тем временам, когда вы постоянно гастролировали по Советскому Союзу?

- Жаль, конечно, те годы. Слава Богу, теперь все возвращается на круги своя: меня снова приглашают выступать в города России, на мои концерты вновь собираются полные залы.

- А с кем из коллег по советской эстраде поддерживаете отношения?

- Очень тепло общаюсь с Надей Чепрагой, с Сережей Захаровым, с Анне Вески. В основном это артисты моего поколения. Жаль, что мы видимся не так часто, как хотелось бы. Я дружила абсолютно со всеми композиторами, чьи песни пела. Конечно, незабываема работа с Павлом Ермишевым, подарившим мне песню "Цвети, земля моя!", Раймондом Паулсом, Алексеем Мажуковым - я спела очень много его песен. Никогда не забуду, как на "Славянском базаре" в Витебске ко мне подошел Юрий Сергеевич Саульский и попросил на его творческом вечере исполнить "Счастья тебе, земля!". Я пыталась отказаться, но он настоял. Саульского уже нет, а эта песня звучит во мне как память об этом замечательном человеке.

- Ваши песни - о любви. Что для вас значит любовь?

- Любовь - это то, без чего я не могу прожить ни дня. На сцене я должна быть всегда влюблена. Особенно важно влюбиться в композитора, который показывает тебе новую песню, - от этого она получается гораздо красивее.

- В вашем репертуаре почти нет грустных песен. Значит ли это, что чувство тоски и грусти вам чуждо?

- Я абсолютно нормальный человек, который умеет и смеяться, и плакать, и грустить, и радоваться. На сцене я не показываю, что я хрупкая и нежная женщина, а дома могу и заплакать, и погрустить. Особенно меня расстраивают предательство и подлость.

- Откуда вы берете силы и энергию?

- Это мне дано от природы. А в основном приходится самой находить в себе силы быть энергичной, бодрой, веселой. Ведь, готовясь к концерту, приходится тратить столько энергии: не сплю ночами, хожу по квартире или гостиничному номеру, вымеряя каждый шаг, произнося каждое слово. И, конечно, моя сила - в моих детях. Открою вам небольшой секрет: я всегда хотела иметь детей - обязательно сыновей. Работа никогда не занимала всю мою жизнь, я понимала, что, только имея собственную семью, буду по-настоящему счастлива. К сожалению, после 10 лет нашей счастливой жизни мой муж умер, и наши дети растут без отца. Мне пришлось их поднимать на своих плечах. Я не признаю в вопросах воспитания никаких нянек, посторонних людей и всегда сама воспитывала своих малышей. Дети постоянно ездят за мной на концерты. Мой старший сын Али - будущий пианист. Поэтому я его знакомлю с музыкантами из моего оркестра, он с ними общается, они его учат играть. Он видит своими глазами все трудности актерской профессии, но это его не пугает. Думаю, что и младший тоже будет музыкантом.

- А колыбельные сыновьям пели?

- Не только пела, но и недавно записала и выпустила в Казахстане диск со сказкой - для детских садиков и дошкольных учреждений. Я исполнила там все роли: и кошек, и мышек, и хрюшек. Получилось весьма забавно: я и квакаю, и хрюкаю, и мяукаю, и гавкаю, а в перерывах еще пою и читаю.

- Вам приходится заниматься хозяйством?

- Конечно! Я же выросла в простой рабочей семье и с раннего детства привыкла трудиться. Поэтому у меня никогда в доме не было домохозяек. Я все делаю своими руками: и убираю, и готовлю, и стираю, и даже беляши пеку.

- Трудно ли быть звездой?

- Звездой я себя никогда не считала. Я - счастливый творческий человек. На сцене я, безусловно, хозяйка, правительница, иногда даже королева. А в жизни - тихая, скромная женщина. Вот вам и вся звезда.

- Как вам удается поддерживать такую прекрасную форму?

- Слава Богу, по конституции я очень худенькая, маленькая и всю жизнь такой была. Я никогда не толстела, чрезмерно не худела, а оставалась такой, какой вы меня видите и сейчас.

Образ жизни Музыка